Популярный герой театра теней «Черный глаз» («Карагёз«) появился непосредственно натурецкой территории, но происхождение самого действия до сих пор покрыто тайной. Выдвигается множество мнений о том, что театр теней привезли на Анатолийские земли изКитая, Индии, с острова Явы, а «почтальонами» стали кочующие цыгане.
Юморной парнишка с черными глазами, несмотря на свою шаловливость обладает врожденнойсмекалкой и всегда несет ответственность за свои слова. В течении спектакля зрители слышатмножество национальных шуток из его уст. Его лицо покрыто опрятной бородой, на головенадет колпак — кавука, а язык его прост и лаконичен. Другой же персонаж — Хадживата, несетв себе самовосхваление и выражает аристократическое высокомерие.
По местным легендам, два главных персонажа ранее были настоящими турецкими рабочими, занимавшимися постройкой Брусской мечети. Весельчаки — два друга постоянно выдавалишутки, тем самым поднимая громкий смех коллег. Это были те самые Карагёз и Хадживат. Носултан подобную радость расценил, как ненужную суету и приказал казнить их.
Пришло время, когда султану стало скучно и позабыв, что главные увеселительные персонажи давно осталисьбез голов, попросил их ко двору, дабы поднять себе настроение. Слуги задумались, как быть, гдевзять того, кого уже нет в живых. И тут созрела она интересная идея — они спроектироваликукол и изобразили театрализованное представление, использовав имена бывших строителей.
Изначально во всех арабских и мусульманских странах театр был голосом для религиозныхобъяснений появления вселенной, божественного проявления и человека. Тень была сравнидуши, которую призывали из загробного царства. Кукловод был посредником меж двух миров. Несмотря на духовную составляющую, само мусульманское духовенство было противподобных игрищ.
О том, как был устроен древний театр, можно судить по записям путешественников тех времен: вокруг горящего фонаря устанавливали бумажные фигуры, постепенно из—за нагревающегосявнутри воздуха, они начинали двигаться. В последующие годы театр модернизировался ифигуры стали изготавливать из верблюжьей кожи, которую натягивали на специальный каркас, 20—100 сантиметров в высоту с прорезями вместо глаз. У данных фигур имелось свое название— тасвир. К их тельцам прикреплялись палки, с помощью которых кукловод приводит вдействие персонажей. Во время действия свет падал на фигуры и тени отражались нанатянутом белом экране. То есть происходила натуральная игра теней. Такой экран называлсяайна, размеры его составляли до двух метров, правда со временем его уменьшили. Внутриэкран был оборудован бубном и рожком, музыкальными инструментами, сопровождающимиспектакль. Располагались они на деревянной подставке — пеш тахтасы.
Данные показы носили увеселительный характер, моменты постоянно спадающей шапкиглавного героя, вызывали неподдельный смех. По сей день разговор главного героя имееткритический оттенок по оценке работы властей, а монологи далеко не однозначны. Карагёз этопарень из простого народа. А его собеседник наоборот, имеет достаточно образования иначитанности, чтобы воспроизводить стихи известных поэтов. Он пытается показать всем, чтоявляется выходцем из высшего общества.
Помимо двух, уже известных героев, в театре имеется более тридцати других персонажей. Тути кавказский черноморец, и плотник из центральной части страны, и житель, приехавший сБалкан в Стамбул, евреи, грузины, армяне. Плюс, действия могут происходить в разных местах, поэтому театр обладает такими сооружениями, как банки, бани, фонтаны и корабли. Оченьмногие сюжеты передаются из века в век. Еще в 17 веке упоминалось, что часто помимоопределенного сценария начиналась импровизация, либо пьеса делилась на три независимыечасти.
Иногда могло быть несколько кукловодов, но главным оставалось одно — вызвать смех узрителей. Кстати на каждую ночь Рамадана обязательно устраивались религиозные пьесы, поэтому все кукловоды должны были знать наизусть слова сюжетной линии, а порой доходилодо 30 разных представлений. Сейчас такие спектакли часто транслируют по телевизору, исуществует он, в том числе благодаря поддержке Министерства Культуры.