Исполнил одну из своих мечт, закрыл гештальт!
Совершил переход на парусной яхте из Швеции в Россию. Экипаж - всего 2 человека - я и мой товарищ Дмитрий.
Переход был наполнен испытаниями, и ситуации доходили, порой, до критических моментов...
Но! Когда эти самые моменты наступали, вдруг всё раскручивалось по позитивному сценарию.
В итоге у нас все хорошо: живы-здоровы, матчасть в целости, мы дошли из пункта «А» до пункта «Б».
Общее время путешествия 12 дней. Это с учетом вынужденного простоя (да, такое случилось у нас).
Чистого времени в движении - 6,5 дней.
И да, ещё плюсом 1,5 дня на прохождение российского паспортного контроля.
Для сравнения, паспортный контроль в Финляндии на острове Сантио при выходе из Шенгена занял 20 минут.
Дааа, РФ - это отдельная галактика... на краю вселенной, к сожалению.
Как бы не любил свою родину, но, это так.
Процесс организации паспортного контроля, радиообмен, навигационная обстановка в наших водах (сразу после пересечения границы РФ ее нет), общая система взаимодействия и отношение... ну да ладно... мы здесь родились...
Наш маршрут начался с озера Меларен, г. Эскильстуна. Сначала мы пошли по внутренним водным путям Швеции.
Не напрягаясь прошли за 1,5 световых дня оз. Меларен. Затем прошли через Стокгольм и, далее, по шведским шхерам вышли в Аландское море.
Под парусами шли 60% времени, а при встречном ветре включали мотор.
Выходя в открытое море, вдруг! у нас выходит из строя мотор, от слова «совсем». А мотор обязательно нужен для отхода/подхода и движения в отсутствие ветра. Что делать??
Возвращаться назад в Швецию?
Идти снова по шхерам без мотора рисково, крайне рисково!
Да и обратный путь не близкий. Мы уже далеко ушли от места старта.
Решено, двигаем вперёд под парусами! Подняли паруса... И в это самое мгновение ветер кончился также от слова «совсем». Ветер 0 м/с с порывами до 0,5 м/с. Для 3,6 тонной яхты - это «ни о чем».
Стоим, болтаемся, на море полнейший штиль, «ветер молчииит, жарааа, пахнет чёрной смолоой». (Как в песне «Арии»).
Кстати, прогнозное приложение Windy отлично себя показало в Европе. В России я им тоже пользуюсь, но его точность в РФ ~70%.
В Европе же - твёрдые 85-90%. Да, были погрешности, но для прогнозника, считаю, это отличный результат.
Итак, проболтались мы в море у берегов Швеции в полном штиле целых 14 часов. То ещё развлечение. Хотя бы в этот день светило солнце и мы смогли даже часик позагорать. В тот день была жара: +19!
Приготовили обед, ну кофе попили раза три, чая раз 100..., поговорили на все возможные темы, а ветра все нет и нет. Нас потихоньку сносило течением к скалистым берегам, это беспокоило, и периодами мы, даже, напрягались, но не отчаивались!
Иногда едва появлялся слабенький ветерок на несколько минут. Мы отыгрывали эти несколько сотен метров, на которые нас сносило, и ветер пропадал... полностью пропадал.
И вот! После полуночи задуло! Четко по прогнозу. Слава небесам!
Мы подняли грот и стаксель и пошли острым курсом на Аланды.
Пересечение traffic separation system (зона разделения трафика) - отдельная тема. Это как МКАД, только для судов.
Было «весело».
Тем более, мы были под парусами, без двигателя.
Напряжная ситуация: а если ветер вдруг кончится, мы потеряем способность управляться. А если он вдруг изменит направление не в нужную нам сторону, а если поднимется большая волна... и так далее...
Кто-то, сидя на диване, скажет: «да ладно, чего там страшного, работайте с парусами, да идите себе?»
Так и делали. Но, когда мимо тебя проходят туда-сюда «люстры» - 8-10-дечные паромы Silja Line, Viking, десятки океанских контейнеровозов, размером с 8 подъездный дом... и это все в ночи! А ты находишься в «спичечном коробке», который движется и управляемся исключительно пока есть ветер... Ребята, это было очень щекотливо.
Слушали радиоэфир, смотрели по сторонам, читали огни судов и навигационные огни, смотрели в “Navionics”. Работали.
Направление ветра было, в целом, неплохим, но приходилось идти галсами.
Несли вахту всю ночь. Под утро «рубило», кофе не спасал.
Менялись. Хорошо, что качка была не сильная.
Так прошла ночь и наступило утро.
И вот, в бинокль стали различимы берега Аландских островов.
К 9.30. мы были в бухте Мариенхамна, столице Аландов.
Заходили на паркинг под парусами - движок-то «не алё».
Нервная ситуация.
Вызывали по рации помощников из марины, которые могли бы нас отбуксировать и безопасно причалить (это часть их работы).
Но, в тот день было воскресенье, а это ж Европа. Ёклмн. На вызовы так никто не ответил.
Куда вставать? На какой пирс, на какое место.
Все буквально забито яхтами.
Ветер навальный.
Мы здесь первый раз.
Бессонная ночь туманила мозги, реакции замедленные.
Но надо как-то вставать.
Вот приметили место.
Яхтсмены на берегу смекнули, что у нас проблемы с движком, раз мы крутимся у марины с поднятыми парусами, вышли на пирс помочь со швартовкой.
Заходим под стакселем.
Движение румпелем.
Закручиваем стаксель.
Ии.. Yes!! Рулевой - красавчик - все сделал, причалил, как по учебнику.
С пирса ребята приняли швартовы, одержали судно. Мы прибыли.
Оказавшись на твёрдой земле, перевели дух.
Попробовали поискать сервисмэна. Но сегодня ж воскресенье..... никто и ничего не работает, город как «вымерший».
... продолжение во второй части...