Вот и лето пришло, а вместе с ним на улицах Южно-Сахалинска появились первые ограждения со знаками, запрещающими проезд то тут, то там… О грандиозных планах по капитальному и текущему ремонту дорог областного центра нам рассказал руководитель управления дорожного хозяйства и благоустройства города Евгений Кулик. Узнав о том количестве направлений, которые преобразятся уже в этом году, хочется предупредить сахалинцев и гостей города: придется потерпеть. Но это того стоит.
Капитальный проспект
Пожалуй, самой большой стройкой можно назвать капитальный ремонт Коммунистического проспекта, который уже идет на всех парах. К слову, его проспект не видел никогда, поэтому работа на самом деле предстоит грандиозная. Дорога полностью перекрыта от проспекта Мира до переулка Музейного. До конца месяца реконструкцию тут планируют закончить, этот участок открыть для проезда и перекрыть следующий — до улицы Комсомольской. Так, ступенчато, дорожники будут подниматься к площади Славы. Решение о ступенчатом ремонте принято обдуманно, чтобы во дворы жилых домов могла проехать не только спецтехника, но и сами жители, пусть и в объезд.
Итак, что же здесь будет сделано? Уже сейчас любопытные горожане могут наблюдать через ограждение гигантский котлован. Тут меняют все сети: водопроводные, тепловые, канализации… Их будут выносить за проезжую часть, затем уложат новый прочный грунт, а после и асфальтобетонное покрытие, установят освещение.
Важно, что участок расширят к перекрестку с проспектом Мира. Многие высказывали претензии к существующим двум полосам. Если автомобили поворачивают на север города, то поток машин просто вставал. Теперь этого не будет. Выделят три полосы — для левых, правых и прямых проездов. Также установят гранитные бордюры, появятся и ливневка с коллектором увеличенного диаметра.
— Мы не планируем расширять саму улицу, надо бережно сохранить ее привлекательность и исторический вид. Цель — максимально оставить существующие деревья, ну а где это невозможно, будем пересаживать. Тротуары будут вымощены новой плиткой большого размера, цветовое решение согласовано с архитектурой, — рассказал Кулик.
В следующем году капремонт Компроспекта пойдет вниз от проспекта Мира до улицы Вокзальной.
Вокзальная дождалась
Что скрывать, улица Вокзальная с огромным количеством выбоин и ям всегда вселяла в автомобилистов ужас. Дошла очередь и до нее. Этим летом тут предстоит капитальный ремонт от улицы Карла Маркса до улицы Сахалинской. Сроки сдачи — ноябрь 2019 года. К работам, кстати, уже приступили. Из-под старого асфальта достали настоящий раритет — деревянные японские трубы, которые, к удивлению, не протекали. Перекрывать Вокзальную планируют пополосно, и только на короткие промежутки времени она будет полностью закрыта.
— Мы серьезно готовились к этой работе, проект детально проработан. Здесь также предстоит перекладка водопровода, канализации, строительство ливневки, вынесем сети связи, установим освещение, — описал светлое вокзальное будущее Кулик. — Будет проработан вопрос с парковками в районе рынка, жилых домов, уйдут в прошлое автомобили на обочинах и газонах, зато появится полноценный тротуар.
Наконец преобразится и привокзальная площадь, об этом мечтали многие. Сегодня просто непонятно, где парковка перетекает в проезжую часть, а где можно находиться пешеходам. Это поправят уже летом. Зоны будут разделены так называемым техническим тротуаром, или моющей полосой, и путаница уйдет в прошлое.
Пойдем на север
Уж кто и чувствовал себя в городе падчерицей, так это улица Украинская. Капитального ремонта она не видела никогда, тротуаров тут тоже отродясь не было, а некоторые автобусные остановки очень условны, потому что пунктов ожидания транспорта и не установлено. В этом году сюда тоже зайдет тяжелая техника, чтобы все исправить.
— Уже заключен контракт на капремонт участка от железнодорожной больницы до проспекта Мира. Работы будут выполнены до декабря, с перекладкой сетей и освещением, — обещает Евгений Кулик. — Дорога станет шире, появится третья полоса, которая будет работать то в пользу левого, то в пользу правого поворотов.
Там появятся тротуары, оборудуют нормальные автобусные остановки. Проект, кстати, разработан до самого западного конца улицы Украинской — до пересечения с улицей Центральной. Работу планируют разбить на несколько лет.
Гулять по центру
Масштабная работа развернется летом и в самом историческом центре города, на улице Ленина — от Сахалинской до Карла Маркса. Новые коммуникации здесь прокладывать не надо, поэтому решено просто заменить покрытие во всю ширину, установить прочные гранитные бордюры, а вместо старой мелкоштучной тротуарной плитки уложить новую — крупную и прочную. Появится и новое освещение. Важно, что работы в этой части города не будут вестись в один момент, их разведут по времени, чтобы центр просто не встал.
— В результате таких усилий центр города значительно похорошеет, будет приятно передвигаться хоть автомобилисту, хоть пешеходу, — заметил руководитель управления. — В этом году обратили внимание и на улицу Пограничную — от Ленина и в сторону железной дороги. Ремонт там уже идет. Закончить планируем до 1 сентября. Там полностью поменяют асфальтобетонное покрытие, сделают новые бордюры, которых местами не было. Появится и тротуар, решится вопрос с водоотведением.
Отражатель и гранит
Работы в этом году будет на самом деле много, но из принципиально нового хотелось бы обратить внимание на два момента. Первый — тротуарная плитка. Лично помню, как лет 10 назад писала с восторгом о мелкоштучных разноцветных кирпичиках, которые массово укладывали по всей стране, и на Сахалине тоже. Но опыт показал: ходить по ней неудобно, особенно на каблуках, а ездить на колесном транспорте и подавно. К тому же кое-какая плитка в холода превращается в ребристый, но скользкий каток. Кто не помнит обходные дорожки по газону в районе областного суда на Компроспекте? Так вот. От нее решили отказаться навсегда. На смену придет большая прямоугольная, прочная и нескользкая. На больших улицах она будет крупнее — 30 на 60 сантиметров, на маленьких, вроде Вокзальной, поменьше, это решение подсказали архитекторы.
Второй важный момент — освещение. Много нареканий вызвали парковые фонари, которые установили на улице Горького. Красиво, но луч света уходит в небо, что не функционально. В этом году эти фонари появятся на Компроспекте, улицах Ленина, Украинской, Вокзальной и пр. Однако там установят специальные отражатели, которые будут направлять свет куда надо. Это техническое решение нам, жителям, еще предстоит оценить.
Известно, что многие горожане с нетерпением ждут дорожного благоустройства, надеясь на появление велодорожек. На дорогах, которые будут строить с нуля, они действительно будут предусмотрены. Однако в центре города выделить под них полосу не получится, поэтому тротуары сделают более широкими — для совместного передвижения пешеходов и велосипедистов. Обещают строго следить и за соблюдением безбарьерного проезда, раньше с этим вопросом случались проколы.
Развязать с «Газпромом»
Жители южной части города этим летом, без сомнения, больше всего ожидают завершения строительства двух кольцевых развязок, примыкающих к улице Фархутдинова на проспекте Мира и Ленина. Однако здесь не обошлось без проблем. Уже после начала работ выяснилось, что «Газпром» планирует проложить магистральный газопровод, который пройдет как раз в границах развязки на улице Ленина. Подрядчик пока не определен, сроки выполнения контракта тоже, так что когда завершат это кольцо — пока большой вопрос. Не исключено, что объект перетечет на следующий год. В любом случае, город обещает сделать все максимально оперативно.
Зато горожане из других, нецентральных районов областного центра, могут порадоваться. Асфальт придет и туда, где его никогда в глаза не видели.
— Раньше состояние города было неудовлетворительным, поэтому вся работа была сконцентрирована в центре. Теперь там все уже в порядке, или будет в самом ближайшем времени. Поэтому взор обратили на городскую периферию, — пояснил Кулик.
Итак, какие небольшие, но важные участки будут сделаны? Асфальт появится на улице Рождественской — от улицы Дзержинского до проспекта Мира, чтобы желающие смогли без проблем выезжать на главную магистраль. Полностью отремонтируют и покроют асфальтобетоном улицу Зимы в одноименном микрорайоне. Там же асфальт уложат на грунтовой улице Боевой славы. Кто живет рядом, тот знает, насколько она важна.
Преобразятся грунтовки в Октябрьском. Уже началось благоустройство загруженной улицы Батурина, асфальт, бордюры появятся и на улицах Лаперуза и Фламинго. Во всегда грязной Владимировке тоже станет заметно чище. Полностью заасфальтируют Деповскую, уже приступили к работам на улице 1905 года, то же самое ждет и переулок Барачный. Масштабная работа развернулась и на направлении Дальнее — Елочки. В этом году трехкилометровый участок полностью сделать не успеют, объект переедет на следующий год.
Запретный список
Понятно, что подрядчики весь теплый сезон будут вкалывать на городских дорогах, чтобы успеть сдать свои участки в срок. А что с качеством? Долго ли продержится обещанная красота и чистота? В мэрии уверяют, что подход к контролю будет жестким. Гарантийные обязательства по капитальным объектам — 5 лет. Если дорога «поплывет» по вине строителей, устранять недоработки будут за свой счет.
Все, конечно, помнят историю с бордюрами, которые буквально растворились на улице Емельянова. Тут тоже решили подстраховаться. В области составлен список некачественных производителей, и подрядчики просто перестали покупать у них стройматериалы, дабы не нести незапланированные убытки. Кроме того, на важных капитальных объектах будут установлены бордюры из гранита — самого износостойкого природного материала. Так что есть надежда радоваться масштабному благоустройству не год и не два, а хотя бы десяток лет. А пока, уважаемые горожане, еще раз напоминаю: этим летом придется потерпеть.
Логистический ад
Дорожный ремонт — это, пожалуй, такая тема, которая касается каждого жителя города. Именно поэтому все действия ремонтных бригад, а также мэрии рассматривают чрезвычайно пристально. И то, что порой видят горожане, их в восторг не приводит. Своими главными претензиями к качеству ремонта дорог поделились автолюбители Южно-Сахалинска.
— Мы готовы терпеть неудобства ради хорошего результата. Правда, никто не будет возмущаться перекрытиям, если они продуманы грамотно, с учетом всех возможностей. Но иногда кажется, что никто о нас просто не думает, — поделился мнением таксист с 23-летним стажем Андрей Чухлебов. — Закрыли дорогу, а рядом есть еще одна, правда, односторонняя. Почему бы с ГИБДД не согласовать ее временное открытие в две полосы? Понятно, это лишняя суета для властей, дополнительные финансы на временные знаки, но жители бы вам только спасибо сказали, увидев такую заботу. А отношение к людям как к скоту — ничего, потерпят –возмущает. Наймите наконец логиста!
Есть у людей и нарекания к логистике со стороны организации дорожного трафика. Некоторые светофоры просто не совпадают с количеством проезжающих автомобилей: с севера на юг движется больше машин, а зеленое окно невелико, зато с запада на восток разрешающий сигнал горит для пустой полосы. Если придуманные светофорные формулы не соответствуют потребностям, нужно просто поставить человека на перекресток, который будет вручную фиксировать трафик и разработает корректный режим авторегулировщика.
— Не хватает грамотных специалистов и в организации дорожного освещения. На улице Горького, к примеру, поставили парковые фонари, которые освещают и без того прекрасное сахалинское небо. А внизу — только слабые отблески небесного светового шоу. Накажут ли тех, кто организовал закупку «неправильных» фонарей за бюджетный счет? И все ли чисто с этой закупкой? Вопросов много, ответов, как всегда, нет, — возмущена водитель авто Елена Козукина.
Всем известно, что под трассами расположены сети коммуникаций всех систем жизнеобеспечения города — канализация, водоснабжение, связь… И технические люки для их ремонта в случае аварии, конечно, выходят на дорогу. Так почему бы их не расположить грамотно, чтобы они попадали под просвет между колесами? Ведь год-два, и обязательно вокруг них появятся выбоины, ямы, сами крышки высунутся из дорожного полотна как прыщи на лице у подростка. Что и случилось на улице Украинской, в северной части проспекта Мира… Там они расположены настолько хаотично, что надо давать приз тому, кто ни разу за 100 метров на него не налетит. Водители тут не ездят, а занимаются слаломом, кидая машину то вправо, то влево. Можно было бы этого избежать, если, конечно, поставить такую задачу еще до начала ремонта…
— Еще одна проблема, по мнению южносахалинцев ,— сами темпы строительства. Никто не призывает запускать технику ночью: все-таки спальные районы вокруг, а невыспавшиеся горожане хуже даже разъяренных автомобилистов. Но можно же использовать световой день целиком, а не с 9 утра и до 6 вечера? Тем не менее проспект Мира в районе развязки с улицей Фархутдинова делают так неторопливо, будто это не стройка, а релаксирующий сеанс йоги. На других объектах, к примеру, на Компроспекте, тоже не особо спешат: то курят, то сидят рядом на травке, то просто никого нет, — замечает владелец внедорожника Андрей Анхолов.
Есть мнение
Ремонт дорог без их перекрытия, к сожалению, невозможен, а это ожидаемо приводит к пробкам. Большинство жителей Южно-Сахалинска временные неудобства терпеть готовы. Но что, если и после открытия благоустроенных дорог заторы не исчезнут? Мы поинтересовались у горожан: что надо сделать, чтобы передвижение по улицам областного центра стало более свободным и комфортным.
Сергей Попов, охранник:
— Если честно, то выхода особого не вижу. Количество транспорта растет каждый год, а дороги бесконечно расширять нельзя. Поэтому я уже шесть лет как хожу пешком. Автомобиль, конечно, есть. Использую его для загородных поездок, а так — только на своих двоих. Кстати, быстрее до пункта назначения добираюсь, чем мои знакомые автовладельцы, ведь город у нас небольшой. Опять же, для здоровья плюс. В день нужно преодолевать порядка 10 километров. Так что ходите, граждане, пешком! Это и город разгрузит, и воздух сделает чище, и для себя польза.
Дмитрий Пашков, строитель:
— Надо расширять дороги, делать дополнительные переходы, можно надземные, подземные. Чтобы пешие и колесные потоки не встречались и не тормозили движение. Больше надо строить парковок, где автовладельцы могли бы оставить машину и ходить по запланированным местам в радиусе полкилометра пешком. А так очень мало стоянок, парковочных карманов, вот и колесят бедные водители в поисках места. Тем самым устраивают заторы на центральных узеньких улочках. И время свое тратят, вместо того, чтобы зарабатывать.
Сергей Швачич, велосипедист:
— Люди, пересаживайтесь на велосипеды! Автомобильное движение в городе разгрузить уже невозможно, дороги не расширить. Пешком тоже не набегаешься, времени много потратишь, а велосипед — идеальный выход. Удобно, быстро, для здоровья полезно и не тяжело. Только вот дорожек не хватает. В городе их только три. По тротуарам же ездить сложно, велосипедисты и пешеходы мешают друг другу. Так что предлагаю вместо автомобильных дорог построить велосипедные, пусть весь город будет ими связан. Вот увидите, все сразу пересядут.
Мы очень рады, что вы прочитали этот материал до конца, ведь наши ребята очень старались, чтобы вам было интересно. Если понравилось – ставьте большой палец вверх и подписываетесь на наш канал. Обещаем, что будет еще круче интереснее!