Найти в Дзене
Мир кораблей

Гибель "Гермеса"

«Гермес» вступил в строй в 1924 г. Это был первый в мире корабль, специально спроектированный, заказанный и построенный в качестве авианосца. 183-метровый авианосец был технологическим чудом для своего времени и являл впечатляющее зрелище: островная надстройка величественно возвышалась над полётной палубой, вписанной в крейсерские обводы носовой части корпуса. Однако к концу 1930-х гг. конструкторы Королевского флота выявили проблемные места нового класса боевых кораблей и создавали проекты более мощных, крупных и скоростных авианосцев. Поэтому всего за год до начала Второй мировой войны «Гермес» был переведён в состав Резервного флота как учебный корабль. В августе 1939 года «Гермес» был в спешном порядке возвращён в строй. До середины 1940 года входил в состав поисковых сил, занимавшихся охотой на немецкие рейдеры в Атлантике. После капитуляции Франции самолеты «Гермеса» отличились в ходе атаки на линкор «Ришелье» в подконтрольном правительству Виши Дакаре. Сбросив торпеды, самолет
Оглавление

«Гермес» вступил в строй в 1924 г. Это был первый в мире корабль, специально спроектированный, заказанный и построенный в качестве авианосца.

183-метровый авианосец был технологическим чудом для своего времени и являл впечатляющее зрелище: островная надстройка величественно возвышалась над полётной палубой, вписанной в крейсерские обводы носовой части корпуса. Однако к концу 1930-х гг. конструкторы Королевского флота выявили проблемные места нового класса боевых кораблей и создавали проекты более мощных, крупных и скоростных авианосцев. Поэтому всего за год до начала Второй мировой войны «Гермес» был переведён в состав Резервного флота как учебный корабль.

-2

В августе 1939 года «Гермес» был в спешном порядке возвращён в строй. До середины 1940 года входил в состав поисковых сил, занимавшихся охотой на немецкие рейдеры в Атлантике. После капитуляции Франции самолеты «Гермеса» отличились в ходе атаки на линкор «Ришелье» в подконтрольном правительству Виши Дакаре. Сбросив торпеды, самолеты «Гермеса» пронеслись в считанных метрах от надстроек линкора. В результате атаки могучий французский корабль вышел из строя на несколько месяцев.

В 1941 году «Гермес» действовал против итальянцев у берегов Восточной Африки; в Персидском заливе его самолеты участвовали в подавлении восстания в Ираке. Вскоре после завершения иракской кампании войну союзникам объявила Японская империя — позиции Великобритании в Южной Азии оказались под угрозой. Чтобы помочь остановить японский «блицкриг», было решено перебросить «Гермес», который в тот момент ремонтировался в Южной Африке, в состав Восточного флота, базировавшегося на британском Цейлоне (ныне — Шри Ланка). Именно здесь «Гермес» встретил свою судьбу.

-3

В начале апреля 1942 года японский адмирал Нагумо, командующий ударным авианосным соединением «Кидо Бутай», осуществившим налёт на Пёрл-Харбор в декабре предыдущего года, совершил массированный рейд на британские владения в Индийском океане. Сам Черчилль назвал эту операцию «самым опасным моментом войны». Столь сложная обстановка сложилась после того, как японцы стремительно прокатились по Ост-Индии, захватили Гонконг и Сингапур, в Яванском море уничтожили в сражении военно-морские силы союзников, которые те смогли наскрести, — и всё это лишь за несколько месяцев.

Развивая эти решительные успехи, 5 апреля ударное соединение Нагумо в составе пяти авианосцев подняло в воздух сотни самолетов. Британцы знали о предстоящей атаке, тем не менее японцам с минимальными потерями удалось потопить несколько боевых кораблей и уничтожить портовые сооружения противника на Цейлоне.

-4

В полдень 8 апреля, когда худшее, казалось, было уже позади, «Гермес» находился в порту Тринкомали. К тому моменту самолёты уже были выгружены с корабля, а сам авианосец готовили к предстоящим операциям. Внезапно взвыли сирены «Гермеса». Всей комнаде было приказано вернуться на борт и занять места по боевому расписанию.

Перехваченное сообщение японских ВМС содержало сведения о предстоящей атаке на Тринкомали. Чтобы избежать участи Тихоокеанского флота США, ставшего лёгкой добычей японцев в Пёрл-Харборе, «Гермес» в сопровождении эсминца «Вампир» (HMAS Vampire) вышел в море и лёг курсом на юг вдоль побережья.

Рано утром японская ударная авиагруппа тайфуном обрушились на порт Тринкомали, потопив один корабль и разрушив береговые объекты. Позже тем же утром японский самолёт-разведчик обнаружил «Гермес», который в сопровождении «Вампира» держал курс обратно на север в направлении Тринкомали. По приказу адмирала Нагумо в воздух поднялась ударная группа из 85 пикирующих бомбардировщиков с целью окончательно уничтожить непокорные корабли Королевского флота. Оставив все свои самолеты на суше, «Гермес» мог полагаться лишь на собственные ограниченные средства ПВО и на поддержку с воздуха со стороны британских ВВС. Поддержка эта, однако, оказалась запоздалой и слишком слабой, чтобы изменить ход событий.

-5

Вспоминает заряжающий одного из шести 140-мм орудий на борту авианосца Hermes:

«Самолёты обрушились на нас со стороны солнца. Лишь несколько бомб легли рядом, остальные попали точно в цель, с легкостью пронизав полётную палубу и вызвав катастрофические разрушения в подпалубных помещениях. [...] В какой-то момент из-за чудовищной силы взрыва корабль словно взмыл над водой — сдетонировал кормовой погреб боеприпасов. Затем последовал ещё один взрыв по правому борту, выше нас. Связи с мостиком больше не было. Он был разрушен прямым попаданием. Командир корабля и весь личный состав на мостике погибли».

— Стэнли Б. Кёртис, Королевский флот Великобритании

В течение примерно 15 минут «Гермес» получил сильный крен на левый борт, вскоре после чего была дана команда покинуть корабль. Оказавшись в воде, матросы хватались за всё, что могло помочь им удержаться на плаву. Тем временем, пикировщики продолжали наносить удар за ударом по уже разрушенному, окутанному дымом, гибнущему авианосцу, который когда-то был гордостью британской морской авиации.

-6

Как такое могло произойти?!

Безусловно, «Гермес» нельзя было назвать самым технологически совершенным представителем флота того времени, однако могла ли судьба корабля сложиться иначе? Необходимо понимать, что в тот момент обстоятельства складывались для Королевского флота не лучшим образом: британские корабли были в буквальном смысле разбросаны по всей планете и не могли обеспечить быструю помощь и поддержку во всех уголках Империи. Тем не менее, стоит обратить внимание на ряд решающих факторов, предопределивших судьбу «Гермеса».

  • ПВО из другой эпохи. Зенитное вооружение «Гермеса» оказалось слишком слабым для отражения массированных ударов морской авиации, поскольку он был построен в то время, когда атака с воздуха ещё не стала обычным тактическим приёмом в войне на море. Корабль был оснащён тремя зенитными установками (2x 102 мм; 1x4 40 мм), а также малокалиберным вооружением, предназначенным для отражения атак со стороны небольших групп и одиночных самолётов, а не массированных налётов современных скоростных пикировщиков.
  • Минимум сил сопровождения. «Гермес» сопровождал один-единственный корабль — австралийский эсминец времён Первой мировой войны HMAS Vampire. В определенной степени «Вампир» мог обеспечить прикрытие от подводных лодок и торпедных катеров, однако он мало чем мог помочь в случае угрозы со стороны надводных боевых кораблей и тем более в случае массированного налёта бомбардировщиков. «Вампир» мог бы принять на борт выживших с тонущего авианосца, однако и в этом не смог помочь «Гермесу». Вскоре после того, как «Гермес» затонул, эсминец разломился пополам после меткого попадания японской бомбы во время второй волны атаки.
  • Отсутствие истребителей поддержки. Согласно общепринятой практике, флот, в составе которого были авианосцы, имел утверждённые правила боевого воздушного патрулирования. Согласно данным правилам, истребители должны были всё время находиться либо в воздухе, либо на палубе в полной готовности к взлёту в случае опасности, чтобы прикрыть авианосец. Данная защитная мера упрощает и ускоряет обнаружение приближающегося противника. Кроме того, пилот вражеского бомбардировщика оказывается между двух огней: он вынужден следить за зенитным огнём корабля-цели, одновременно уклоняясь от сопровождающих корабль истребителей, которые могут появиться с любой стороны.
    Действуя в роли лёгкого ударного авианосца в Индийском океане, «Гермес» мог бы нести на борту только торпедоносцы Fairey Swordfish, если бы чуть ранее не оставил их на суше. В тот день воздушное прикрытие должно было быть обеспечено с земли, поскольку курс «Гермеса» проходил прямо вблизи побережья. Однако появившиеся в конечном итоге шесть истребителей Fairey Fulmars британских ВВС не могли оказать существенного противодействия армаде японских бомбардировщиков.
  • Отсутствие палубной брони. В отличие от более поздних проектов бронированных авианосцев типа Illustrious, полётную палубу «Гермеса» защищала обычная высокопрочная сталь всего в дюйм толщиной. Как отметил Стэнли Кёртис, «это было незначительным препятствием для японских бронебойных бомб с задержкой срабатывания детонатора». Десятки таких бомб прошили тонкую стальную палубу, взрываясь в подпалубных помещениях, где хранились запасы авиационного топлива и боеприпасов. Авианосец охватили неконтролируемые пожары. Корабль был обречён.

World of Warships - лучшая игра про корабли и отличная энциклопедия истории флота первой половины ХХ века.

Если вам понравилась эта новость - ставьте лайки, делитесь с друзьями, подписывайтесь на нас!