Найти в Дзене
Флориан Блэк

Классика хард-рока. Grand Funk Railroad "E Pluribus Funk"

Side one

1."Footstompin' Music"3:48

2."People, Let's Stop the War"5:12

3."Upsetter"4:27

4."I Come Tumblin'"5:38

Side two

1."Save the Land"4:14

2."No Lies"3:57

3."Loneliness"5:38

All songs written by Mark Farner

Mark Farner: Guitar, Harmonica, Organ, Vocals

Mel Schacher: bass

Don Brewer: drums, percussion, vocals

Terry Knight: producer, cover art concept

Kenneth Hamann: engineer

Tom Baker: arranger, conductor

Craig Braun: artwork, design

Label: Capitol

Recorded: September 1971 at Cleveland Recording Company

Grand Funk Railroad обычно не тратили много времени на запись своих альбомов, играя "вживую в студии" и делая один-два дубля. Группа была хорошо сыграна, а музыка не особо сложна, поэтому основной задачей музыкантов было зафиксировать на пленке энергию и драйв, с которыми они выступали на сцене - не секрет, что славу они завоевали благодаря именно концертам. Запись пятого студийного альбома "E Pluribus Funk " заняла у трио меньше недели. Результат получился выдающимся: отличные песни и мощное исполнение были подкреплены грамотной продюсерской работой - о предыдущих альбомах такого сказать нельзя, а первые два были вообще записаны черт-те как. Видимо, Терри Найт (Terry Knight), менеджер и продюсер коллектива, накопил опыта и чему-то научился за те несколько лет, что он впервые взялся за эту работу (по иронии судьбы, в дальнейшем записи Grand Funk продюсировали другие люди). На альбоме E Pluribus Funk удалось соблюсти баланс, не потеряв сырости и "мяса" в звучании, и добившись в то же время отчётливой слышимости всех партий. Благодаря этому фундаментальный бас Мела Шекера (Mel Schacher) выходит на передний план, и становится ясно, какую важную роль он играет в аранжировках, а также наводит на мысль, что в названии группы не случайно есть слово "фанк".

Фанк как музыкальный стиль превратил бас-гитару из инструмента поддержки в инструмент лидирующий, определяющий и зачастую солирующий. Конечно, Grand Funk - не группа для танцулек, однако нет сомнений, что в подростковом возрасте ребята слушали и Джеймса Брауна (James Brown), и Марвина Гэя (Marvin Gaye), и других деятелей афроамериканской культуры. В этом, кстати, состоит главное отличие штатовского харда от европейского, тамошние исполнители никак не могут избежать влияния черных музыкантов. Неслучайно Deep Purple записали свой самый фанковый альбом, когда у них в составе появился американский гитарист. Ну, а Grand Funk - настолько американцы, насколько это вообще возможно, они и сами гордо прокричали об этом в песне "We're An American Band" (1973). Приметы их родной страны присутствуют и на пластинке "E Pluribus Funk". Конверт альбома круглый и выполнен в виде серебряного доллара.

-2

В названии диска обыгрывается девиз (до 1956 г.) правительства Соединенных Штатов "E Pluribus Unum" - "Из многих - единое". На обратной стороне конверта находится изображение стадиона Shea Stadium в Нью-Йорке в ознаменование того, что Grand Funk побили рекорд The Beatles по скорости реализации билетов на шоу, распродав их всего за 72 часа.

-3

Альбом открывается бодрой и энергичной вещью Footstompin' Music, идеально подходящей, чтобы завести аудиторию, и уже успешно обыгранной на концертах. Марк Фарнер играет на гитаре и органе, клавишника в составе ещё нет. Высокий голос певца полон энтузиазма, эмоции так и брызжут. Великолепный барабанщик Дон Брюэр на бэк-вокале. Превосходное начало.

Вторая песня смело поднимает важные социальные проблемы. Всем народом остановим войну! - призывают музыканты, и это не выглядит глупо или наивно - каждый американец свято верит в то, что он может повлиять на власти и добиться от них выполнения своих требований. Конечно, истеблишмент непобедим, он может лишь отступить на время, но прогибать его можно и нужно. В музыкальном отношении эта композиция - самая фанковая на альбоме. Хотя и следующие две вещи продолжают эту линию. Фарнер разнообразит звучание Upsetter, играя на гармонике, а в концовке I Come Tumblin' басист выдает блистательное соло. Save The Land - ещё одна социально озабоченная песня, на этот раз посвященная экологии. Музыкантов очень беспокоит состояние дел в этой области - к сожалению, с тех пор всё стало только хуже. Тяжелая, болезненная No Lies рассказывает о неверной возлюбленной, а самый большой сюрприз поджидает слушателя в лице последней композиции альбома - грандиозная баллада Loneliness записана в сопровождении оркестра. В те времена это ещё не было повсеместно распространено, как сейчас, и прозвучало очень свежо.

Вот что важно: альбом крайне желательно слушать на виниле - не на новоделе, конечно, а на том старом - добром, неубиваемом виниле американского производства, который, даже будучи потертым, выдает идеальный звук. Пробирает до самых потрохов!))) На CD совсем не то, хотя там есть бонус-треки, записанные на концерте.

-4

После этого альбома и группа, и её музыка сильно изменились. В составе появился клавишник, саунд стал более коммерческим, барабанщику доверили петь некоторые песни - и он оказался классным певцом с луженой глоткой... но критики группу так и не полюбили. На протяжении всей карьеры Grand Funk они называли музыку группы примитивной, тупой, шумной и скучной. К счастью, публика думала по-другому, и концерты музыкантов всегда проходили с огромным успехом. Эпоха интернета дает нам бесценную возможность посмотреть, как это было в те легендарные времена.

Эта видеозапись - отличная иллюстрация к общепринятому мнению о том, что Grand Funk Railroad были замечательной концертной группой. Браво!

На сегодня у меня всё. До новых встреч!