Найти тему
136,3K подписчиков

Как появились бои гладиаторов?

3,6K прочитали

Древнеримские гладиаторские игры произошли из этрусского погребального обряда. Такого мнения придерживался греческий историк I в. до н.э. Николай Дамасский. Современные археологические раскопки возле города Тарквиния в Италии, где было одно из древнейших поселений этрусков, полностью подтверждают это. На этрусских изображениях похорон запечатлены ритуальные игры в честь покойного. В этом обряде главным было человеческое жертвоприношение. Сперва, как и древние греки, этруски просто убивали некоторое количество пленных на тризне по прославленному герою или просто знатному человеку. Потом они стали давать двум пленникам оружие и заставлять их убивать друг друга. Впоследствии зрелище сделалось публичным, у этрусков были цирки с трибунами, которые римляне тоже скопировали.

«Принесение в жертву пленных троянцев». Фреска IV в. до н.э.
«Принесение в жертву пленных троянцев». Фреска IV в. до н.э.

Первые гладиаторские игры в Риме, о которых сохранились письменные сведения, состоялись в 264 г. до н.э. О них мы знаем из трудов древнеримского историка Тита Ливия. Проводили их два брата — Марк Юний Пера и Децим Юний Пера, на похоронах отца, Децима Юния Брута Пера. Он являлся одним из прямых потомков основателей Рима, очень известным аристократом и политиком. Чтобы почтить его память, бились насмерть три пары гладиаторов в месте, называемом «Forum Boarium» (бычий форум). В 216 г. до н.э. на погребальных играх, к тому времени получивших официальное название «munera funerari», проводившихся в честь консула Марка Эмилия Лепида, участвовали 22 гладиаторские пары. Эти игры, организованные сыновьями покойного, длились три дня.

Кадр из сериала «Спартак»
Кадр из сериала «Спартак»

Следующее упоминание о гладиаторских играх — описание похорон римского консула Публия Лициния Красса, 183 г. до н.э. Похоронный обряд также длился три дня, теперь уже целых 120 гладиаторов убивали друг друга. К этому времени малые, «домашние» игры с небольшим числом гладиаторов стали привычными и интереса у римлян не вызывали. В 105 г. до н.э. правящие консулы предложили провести целую «варварскую битву». К тому времени появились гладиаторские школы, поэтому организовать столь большое мероприятие должны были профессионалы из Капуи. Гладиаторские игры из частного дела стали государственным масштабным зрелищем, оставаясь при этом священным обрядом, проводимым в дни религиозных праздников.

«Навмахия» — инсценировка морского сражения на арене. Современный рисунок.
«Навмахия» — инсценировка морского сражения на арене. Современный рисунок.

Изначальный смысл боя гладиаторов выразил римский император Каракалла в III в. н.э.: «Мы жертвуем живыми, чтобы накормить мертвых». Дух покойного, по этрусским представлениям, которые разделяли и римляне, требовал для своего упокоения крови живых врагов. Если враги при этом сами убивают друг друга в поединке, то это ещё лучше. Поэтому если этруск или римлянин хотел, чтобы дух предка помогал своим живым потомкам, он должен был устроить как можно более кровавое и зрелищное представление на похоронах. Первые гладиаторы, разумеется, были пленными врагами. Но потом оказалось, что пленных на все игры не хватит, к тому же обычный римский нобиль мог в сражениях не участвовать, зачем ему жертвовать именно врагов? Вполне сгодятся и преступники. В римском праве был специальный юридический термин — преступник приговаривался «к мечу», то есть к бою до смерти на арене. На латыни меч назывался «гладиус», отсюда и возникло само слово «гладиатор».

Гладиаторский доспех, современная реконструкция.
Гладиаторский доспех, современная реконструкция.

Если для частных игр на похоронах смерть гладиаторов была непременным условием, то для больших игр во время праздников такой обычай стал слишком расточительным. Профессиональный гладиатор стоил дорого, его надо было учить, кормить, лечить… Поэтому в отличие от пленных и преступников, гладиаторы из известных гладиаторских школ на арене гибли редко. Более того, иногда они в конечном итоге обретали свободу, становясь вольноотпущенниками. Таких бывших гладиаторов богатые римляне часто нанимали в качестве телохранителей, или же в качестве инструкторов по рукопашному бою с оружием. Гладиаторы становились звёздами арены, у них были свои поклонники и меценаты. Изначально решение добровольно стать гладиатором было для римского гражданина позором, но во времена Империи таковых становилось всё больше, слава победителей на гладиаторских играх привлекала многих.

Кадр из сериала «Спартак».
Кадр из сериала «Спартак».

В позднем Риме постепенно набирало силу христианство, осуждавшее гладиаторские бои не столько из-за их кровавости, сколько по причине заложенного в них изначального смысла. Ведь подлинная суть гладиаторского боя — языческий обряд человеческого жертвоприношения. Поэтому бои запрещались, гладиаторские школы закрывались, несмотря на возмущение римской публики, которую лишали привычного захватывающего зрелища. Последнюю точку поставил император Гонорий, окончательно запретивший в 404 г. н.э. гладиаторские игры на всей территории Римской Империи.

Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.

© Булат Мамлиев