Чем больше я читаю материалов по истории виноделия в Южной Африке, тем больше убеждаюсь, что над странной висит какое-то проклятье. Как поётся в известной песне: «Что они не делают не идут дела. Видно, в понедельник их мама родила». За всю историю существования, там так и не случилось ни одного «золотого века», когда производство вина приносило бы большие барыши. Такие периоды случались в Чили и Австралии, Аргентина с начала XIX века повезло дважды, виноделы Калифорнии наслаждаются этим буквально сейчас, деньги падают буквально с неба – покупатели платят сотни долларов за бутылку, а на некоторые вина ценник перевалил за тысячу. Да, сладкие вина Констанции в узких кругах ценятся до сих пор, но это уникальный случай, а в целом – всё не так радужно. И я бы не сказал, что в ЮАР нет отличных вин. Белый Palladius от Sadie Family, шенен бланы от Alheit Vineyards, пино нуары Crystallum Wines - много ли вам о них известно? Вот именно. Проклятье африканского колдуна, мстящего захватчикам за отнятые земли, не иначе.
Всё началось с первых колонистов. Собственно, первые колонисты не знали, что они – колонисты. Могущественная Голландская Ост-Индийская компания не собиралась колонизировать Южную Африку, ей всего лишь нужен был форпост на южной точке материка, мимо которой проходили торговые суда с грузом индонезийских пряностей, где они могли бы пополнить запасы воды и провизии, осуществить мелкий ремонт, получать медицинскую помощь. 6 апреля 1652 года 33-летний командующий Ян ван Рибек с командой трёх кораблей прибыл на мыс Доброй Надежды и основал здесь форт, которому в дальнейшем суждено будет стать Кейптауном. Корабли везли с собой семена овощей, саженцы фруктовых деревьев, но виноградной лозы у них с собой не было. Голландская Ост-Индийская компания не планировала делать в Африке вино.
Жизнь без вина, как мы знаем, темна и полна ужасов. Ван Рибек направляет Совету Семнадцати прошение прислать виноградную лозу. Среди причин он называет необходимость снабжения голландских моряков вином как средством избавления от цинги. Нужно отметить, что в тот момент, причина цинги – недостаток витамина С – была неизвестна, но люди догадывались, что это каким-то образом связано с рационом питания моряков. Матросы голландских судов болели цингой заметно чаще, чем испанских или французских и одной из теорий было то, что они голландцы пили существенно меньше вина. Именно на эту больную точку и решил надавить Ван Рибек. Просьба оказалась необычной, на принятие решения потребовалось целых полтора года. Совет одобрил поставку саженцев.
Первые виноградные лозы транспортировались прикрытые землёй, но, видимо, отсырели - когда ящики по прибытию были вскрыты, оказалось, что содержимое сгнило. Казалось бы дурной знак, но Ван Рибека это не остановило, и он заказал новые. Вторая партия лоз прибыла в 1656 году. Сейчас трудно сказать, что это были за сорта винограда, но известно, что голландцам пришлось закупать их во Франции – Нидерланды, как известно, не являются великой винодельческой державой.
Прибывшие саженцы нужно было высаживать и тут внезапно оказалось, что никто из голландских поселенцев не знает, как это делать. Первый виноградник был высажен на ровном берегу у океана – сейчас это место известно как район Green Point в Кейптауне. Рядом было озеро, подходящее как источник пресной воды для полива. Вскоре оказалось, что ветер с океана настолько силён, что способен обрывать листья и соцветия на лозе, а озеро из-за зимних осадков разлилось и затопило виноградник, который в итоге погиб. Метрополия прислала новые саженцы.
К счастью, на одном из остановившихся у форта судов оказался матрос-немец, выросший крестьянской семье в долине Рейна и знавший кое-что о выращивании винограда. Он посоветовал высадить лозы на востоке от Столовой горы на расстоянии около метра друг от друга. Так они поступили, было высажено 1200 лоз, которые стали первым южноафриканским питомником.
Благодаря дневникам Яна ван Рибека нам известна точная дата, когда было произведено первое южноафриканское вино – 2 февраля 1659 года. Ван Рибек умалчивает о его качестве, вероятно, хвастаться было нечем.
Появление винограда в Кейпе было по достоинству оценено местной фауной, птицы склевали большую часть следующего урожая. Снова проблема! Но голландцы нашли решение – нужно собирать виноград до того, как он поспеет и станет привлекателен для птиц. Так в Южной Африке появилась практика делать вино из незрелого винограда, которая приживётся здесь надолго. Качество капского вина стало проблемой для следующего командующего. Ван Рибек же покинул свой пост в 1762 году и умер спустя пятнадцать лет будучи губернатором Батавии.
(продолжение следует)