Найти тему
Нетипичный Дипкун

Городские легенды

Газета «Северный Кавказ», писала в 1911 году: «После неудачи с проведением своего проекта обустройства электрического трамвая в Ставрополе инженер A.M. Хитаров решил устроить временную «показную» линию электрического транспорта в столице Северного Кавказа во время осенней ярмарки.
Для устройства опытов вышеупомянутый Хитаров выписал из Санкт-Петербурга от своего коллеги инженера-электрика Романова электрический омнибус. Однако из-за значительного веса батарей, Хитаров посчитал неприемлемым эксплуатировать аппарат на узких шинованных колёсах на немощёных ставропольских улицах.

Связавшись с представителем французской фирмы Ломбар Гэрен, предоставившей Санкт-Петербургской фабрике Фрезе для опытов с электрическими повозками свою систему электрического питания движущегося по шоссе транспортного средства путём съёма энергии с проводов натянутых параллельно трассе при помощи маленькой тележки, катящейся по этим проводникам, инженер заполучил подобное устройство в своё распоряжение. Линия была обустроена в дни осенней ярмарки между Нижним базаром и базаром на Тифлисской площади. Трасса проходила от перекрёстка улиц Казачьей (сейчас Голенева) и Армянской (Шаумяна) по Армянской средь торговых рядов до ул. Станичной .

-2

Далее путь следовал по Станичной до нечётной стороны Николаевского проспекта (пр. К. Маркса) и по этой стороне до Тифлисских ворот, где омнибус оборачивался прямо через сточную канаву.
Демонстрация оказалась весьма успешной. За неделю ярмарки восьмиместный экипаж перевёз более трёх тысяч пассажиров и принёс доход, позволивший окупить затраты A.M. Хитарова в 157 рублей 31 копейку на обустройство опытов и оплатить элетричество.
Однако, ни городская дума, ни губернатор проектом так и не заинтересовались. По окончании ярмарки с омнибуса было снято токосъёмное оборудование. И то и другое было отправлено хозяевам в Санкт-Петербург по железной дороге раздельно. Провода же были украдены в ночь после окончания ярмарки и отсоединения от питания. Полиция к полудню следующего дня нашла провода в кузнице М. Катанджана. Кузнец оправдывался, что посчитал провода брошенными за ненадобностью, но был арестован».

-3

Сохранилось три изображения линии и экипажа инженера Хитарова. Два на открытках и одно на фотографии в упомянутой газете «Северный Кавказ».
Настоящий троллейбус пошёл в Ставрополе 1 августа 1964 года.