Японские конструкторы с огромным трудом пытались создать гармоничный корабль в рамках наложенных Вашингтонским договором 1922 года ограничений. Втиснуть вменяемое вооружение,удовлетворительное бронирование,высокую скорость в ограниченное 10 000 тонн водоизмещение казалось просто нереальным. Как показал последующий опыт-тяжелый крейсер должен быть в полтора раза больше чтобы выполнять те задачи-для которых он был предназначен. А пока проектировщики ужимали где только можно,иногда "хитрили"-по факту увеличивая водоизмещение на тысячу-две тонн. Вот и японцы-намучившись на "Аобах" и "Фурутаках" пришли к концепции своего тяжелого крейсера- в котором пришли практически к идеальным крейсерам для своего театра военных действий.
Серия из четырех тяжелых крейсеров типа "Мёко"(иногда встречается транскрипция-"Миоко") стала первыми настоящими вашингтонскими крейсерами Страны восходящего солнца.
Проект создан под руководством Юдзуру Хираги ,главы секции судостроения Морского Технического Департамента (МТД) .
Конструкция в целом была развитием "Фурутаки",для достижения максимальной сбалансированности боевых показателей корпус был удлиненным(соотношение 11,4 )для скорости, артиллерия главного калибра располагалась в 5 двухорудийных башнях (по огневой мощи сравнима только с "Пенсаколой" на тот момент),главный калибр-200 мм(после модернизации 203 мм). Японские 203/50 Тип 3 №2 проектировались как орудия двойного назначения. В результате, так и не став системами ПВО, они превратились в одни из лучших восьмидюймовых пушек своей эпохи. Масса бронебойного снаряда — 125 кг.
Вторым ударным козырем были "Лонг Лэнсы"- (Торпеда Тип 93 — японская кислородная торпеда) самые мощные, дальнобойные и скоростные торпеды своего времени( скорость до 48 узлов,Дальность до 40 км,боевая часть 490 кг) . Каждый японский ТКР нес по четыре ТА — 12 пусковых труб (4х3) для запуска кислородных торпед калибра 610 мм. Полный боезапас на борту — 24 торпеды.
Японцы делали ставку на вееры торпед, расчертивших море на сектора смерти. По мнению адмиралов, дальнобойные торпеды станут козырной картой при встрече с более многочисленными американскими крейсерами и линкорами . В отличие от европейских, крейсеры ВМС США были полностью лишены торпедного вооружения, всецело полагаясь на свою артиллерию. По которой они ,впрочем ,так же уступали японцам.
Был правда и минус-кислородные торпеды несли опасность и для своего корабля-при попадании в них случайного снаряда или бомбы возможен был и летальный исход (гибель “Микума” и “Тёкай”) . Поэтому в критической ситуации экипаж торпеды сбрасывал за борт.
Японцы также сэкономили водоизмещение на условиях обитания экипажа- на члена экипажа приходилось всего 1,54 кв. м жилых помещений . Никаких кафе-мороженных -как на американских кораблях не предусматривалось. Хотя надо понимать,что для японцев того времени обитание в небольших помещениях было нормой и на гражданке(для представителей непривилегированных классов).
Универсальный калибр — 6х1 орудий калибра 120 мм, после модернизации — 4х2 калибра 127 мм. Зенитное вооружение — непрерывно усиливалось на протяжении всего периода службы. Начав с пары пулеметов Льюиса, к лету 1944 г. оно возросло до 52 автоматических зениток калибра 25 мм (4х3, 8х2, 24х1). Однако, больше число стволов, в значительной степени, нивелировалось слишком скромными характеристиками японских автоматов (боепитание из 15-зарядных магазинов, низкая скорость наведения в обеих плоскостях).
Аналогов "эрликонам" и "бофорсам" японцы создать не успели.
Как и все крейсеры того периода, крейсера типа “Мёко” несли авиагруппу в составе двух разведывательных гидросамолетов.
Главный пояс толщиной 102 мм, при длине 82 м и ширине 3,5 м, обеспечивал защиту котельных и машинных отделений от снарядов калибра 6’’. Погреба боезапаса были дополнительно защищены поясами длиной 16 метров (в носу) и 24 метра (в кормовой части крейсера).
Что касается горизонтальной защиты, то сопротивляемость бронепалуб толщиной 12...25 мм (верхняя) и 35 мм (средняя, она же главная) в комментариях не нуждается. Максимум, что она могла, — выдержать попадание 500 фн. фугасной авиабомбы. Орудийные башни ГК имели лишь номинальную, противоосколочную защиту толщиной в 1 дюйм. Толщина барбетов — 76 мм.
Общая масса брони составляла 2024 тонн и броневые плиты пояса и палубы входили в состав силового набора корпуса,увеличивая его прочность.
Силовая установка-предмет особой гордости японских судостроителей. Минус был только один-сложное и длительное переключение с крейсерского хода на максимальный. В остальном-быстроходность и дальность плавания.
«Нати» и «Хагуро» строились с расчётом использования в военное время как флагманов дивизий крейсеров и по этой причине имели помещения для размещения офицеров их штабов. «Мёко» и «Асигара» же планировались как флагманы флотов, и дополнительно к этому имели большие боевые рубки и дополнительные средства связи .
Фото модели любезно предоставлено каналом (кликабельно)-
Верфь на столе. Судомоделист
на котором вышла статья о модели крейсера «Хагуро» ,одного из знаменитой четверки. Много фото.
Всего построено 4 тяжелых крейсера типа «Мёко» .
«Мёко» 妙高型重巡洋艦 заложен 25 октября 1924,спущен на воду 16 апреля 1927,вступил в строй 31 июля 1929. Затоплен 8 июля 1946 в Малаккском проливе
«Хагуро» 羽黒 заложен 16 марта 1925,спущен на воду 24 марта 1928,вступил в строй 25 апреля 1929. Затоплен 16 мая 1945 британскими эсминцами в Малаккском проливе
«Асигара» 足柄 заложен 11 апреля 1925,спущен на воду 22 апреля 1928,вступил в строй 20 августа 1929. Затоплен 8 июня 1945 британской подлодкой"Тренчант" в проливе Банка
«Нати» 那智 заложен 26 ноября 1924,спущен на воду 15 июня 1927,вступил в строй 26 ноября 1928. Затоплен 5 ноября 1944 американской палубной авиацией в Манильском заливе
Водоизмещение -стандартное/полное
Изначально:10 980/14 194тн,
После модернизации: 12 342/15 933 т
Длина201,74 м (по ватерлинии);203,76 м (наибольшая, после модернизации). Ширина19,0 м (наибольшая исходно);
20,73 м (после модернизации), осадка 6,23 м (исходно);
6,35 м (после модернизации).
Бронирование-
Исходно:броневой пояс — 102 мм;
палуба — 32-35 мм;
ПТП — 58 мм;
башни — 25 мм;
Двигатели-4турбины «Кампон»,12 котлов «Кампон Ро Го»130 000 л.с.,Скорость 35,5узла исходно,33,3 после модернизации,Дальность 7000 миль( на 14 узлах )(эффективная, исходно).Экипаж 764 человека изначально;920 после второй модернизации;до 1100 к концу войны.
Вооружение (Исходно)-5 × 2 — 200-мм/50 типа третьего года № 1,6 × 1 120-мм/45 зенитных тип 10,
2 × 7,7-мм типа «Рю»;12 (4 × 3) — 610-мм торпедных аппарата тип 12 (24 торпеды тип 8);1 катапульта, до 2 гидросамолётов
Вооружение (После модернизации)-5 × 2 — 203-мм/50 типа третьего года № 2,4 × 2 127-мм/40 зенитных тип 89,
4 × 2 — 25-мм/60 тип 96 (до 52 к концу войны),
2 × 2 13,2–мм пулемёта тип 93.16 (4 × 4) — 610-мм торпедных аппарата тип 92 (24 торпеды тип 93),2 катапульты, до 4 гидросамолётов
На ходовых испытаниях контрактной скорости достигли только два из четырёх крейсеров, причём они проводились с водоизмещением, близким к проектному с 2/3 запасов (12 350 дл. тонн), а не фактическому, достигшему из-за перегрузки 13 300 тонн. Быстрейшим из четырёх единиц стал «Хагуро», развивший скорость в 35,79 узлов при 100 % мощности машин и 36,19 при их форсировке, “Асигара”, сумел развить 35,6 уз. при мощности силовой установки 138 692 л.с.
В начале 30-х годов крейсера прошли модернизацию- изменилось практически всё!
Облик (форма дымовой трубы). Вооружение (поменялось полностью). Силовая установка (замена эл. двигателя, вращавшего валы на крейсерском ходу, на более надежную паровую турбину).Был усилен силовой набор — в 1936 году на “Мёко” вдоль продольного набора корпуса приклепали четыре стальные полосы толщиной 25 мм и шириной 1 метр. На всю длину корпуса.
Для компенсации ухудшения остойчивости из-за перегруза, после установки нового оборудования, на крейсерах смонтировали 93-метровые були (ширина на миделе 2,5 м), также выполнявшие роль противоторпедной защиты. В военное время предполагалось их заполнение обрезками стальных труб.
В 1939—1940 годах «Нати», «Хагуро» и «Асигара», а в 1940—1941 и «Мёко» прошли вторую крупную модернизацию.
- Приборы управления огнём на трёх крейсерах довели до того же уровня, что и на «Асигаре», при этом переделывалась башнеподобная надстройка. Кроме того, устанавливались новые компасы тип 93 и тип 0, оставшиеся три 110-см прожектора были заменены на новые тип 92, а 6-м дальномер перенесли с крыши первой башни на вершину носовой надстройки (за главный ВЦН тип 94);
- Кормовые радиорубки теперь предназначались для приёма сообщений, а носовые—для их отправки. В башнеподобной надстройке был оборудованы центральный пост связи и шифровальная комната;
- Пулемёты типа «Рю» и счетверённые тип 93 сняли. Вместо них установили четыре спаренных 25-мм автомата тип 96 по бокам дымовых труб (с парой визирных колонок тип 95 между ними) и два спаренных 13,2-мм пулемёта тип 93 на мостик
- Добавлены два передних счетверённых ТА тип 92 модель 1, к ним же перенесли и систему быстрой перезарядки. Общий боекомплект—24 торпеды тип 93. Также установлены торпедный автомат стрельбы (ТАС) тип 93 на мостике и прибор управления торпедной стрельбой тип 92 на вершине новой треногой решётчатой фок-мачты (последнее—только на «Мёко», на остальных крейсерах в первой половине 1941 года);
- Авиационные катапульты заменялись на новые тип № 2 Модель 5, способные запускать самолёты с взлётным весом до 4000 кг. Авиагруппа штатно должна была состоять из одного трёхместного разведчика тип 0 и двух двухместных корректировщиков тип 0. Фактически же до ноября 1941 года крейсера несли старые тип 94 и тип 95;
- Установленные во время первой модернизации и оказавшиеся ненадёжными индукционные турбины сняли, их роль теперь играли питаемые паром от крейсерских турбины высокого давления задних ТЗА. В котлах заменили трубки и форсунки, на шести из них были установлены подогреватели. Над пятым и шестым котельными отделениями разместили ещё один дизель-генератор на 490 кВт. На ходовых испытаниях после модернизации 31 марта 1941 года у острова Угурудзима «Мёко» развил 33,88 узла при водоизмещении 14 984 тонн и мощности машин 132 830 л. с., что превысило ожидавшиеся после роста водоизмещения 33,3 узла;
- Установили новые були, часть пространства которых всегда заполнялась стальными трубками, а остальное использовались для хранения топлива или в системе контрзатопления. Новая защита, согласно расчётам, могла выдержать взрыв боеголовки торпеды с 250 кг взрывчатки (в тротиловом эквиваленте) против 200 кг в случае старой. Запас мазута в результате этого снизился с 2472 до 2214 тонн, и планируемая дальность плавания в 8500 морских миль 14-узловым ходом не была достигнута, составив на испытаниях только 7463 миль;
- Установили централизованный пост управления затоплением и осушением отсеков, как на крейсерах типа «Тонэ»;
- Улучшили противохимическую защиту путём модернизации вентиляционной системы и увеличения числа газонепроницаемых помещений;
- Штатный экипаж возрос до 891 человека (62 офицеров и 829 матросов). При использовании как флагманов дивизий («Нати», «Хагуро») он увеличивался до 920, а как флагманов флотов («Мёко», «Асигара»)—до 970.
В марте-апреле 1942 на всех четырёх крейсерах при прохождении ремонта в Сасэбо заменили расстрелянные стволы орудий главного калибра , корректировщики тип 95 заменили на тип 0, также была улучшена работа вентиляции. На корме разместили два жёлоба для сброса глубинных бомб, боекомплект последних составлял до 12 штук. «Нати» в это же время был оборудован как флагман Пятого флота. На «Хагуро» при ремонте в октябре-ноябре заменили грузовую стрелу на новую, аналогичную по конструкции установленной на «Мёко».
При первой военной модернизации с апреля по июль 1943 на всех четырёх крейсерах добавили ещё четыре спаренных 25-мм автомата (по бокам грот-мачты и на мостик, пулемёты тип 93 при этом сняли), доведя число стволов до 16. На площадку фок-мачты вместо гониометра установили радиолокатор обнаружения воздушных целей № 21 второй модификации, способный засечь одиночный самолёт с дальности в 70 км, а их группа—со 100 км.
В ноябре-декабре 1943 года (на «Асигаре»—в марте 1944 года) на крейсерах в ходе второй военной модернизации установили 8 одиночных 25-мм автоматов (число стволов достигло 24) и радиолокатор обнаружения надводных целей № 22 4-й модификации. Тот согласно заявленным характеристикам мог засечь эсминец с 17 км, крейсер—с 20 км, линкор—с 35 км. На «Асигаре» в марте 1944 года испытывался опытный универсальный радар № 21 4-й модификации. Также для улучшения герметичности корпуса все иллюминаторы на нижней палубе и часть на средней заделывались путём приваривания на их место круглых стальных заглушек.
Летом 1944 года на «Мёко» и «Хагуро» в ходе третьей военной модернизации было установлено ещё 16 одиночных и 4 строенных 25-мм автомата, число их стволов достигло 52. На «Нати» и «Асигаре» в сентябре добавили 20 одиночных и 2 спаренных, общее число стволов стало 48. Погреба зенитных автоматов были расширены: общий боекомплект 25-мм снарядов достиг 100 000 и более, или 2200 на ствол. Тогда же устанавливался дополнительный радар обнаружения воздушных целей № 13: на «Нати» на надстройке, на остальных кораблях—на фок-мачте. В это же время со всех четырёх крейсеров была демонтирована задняя пара торпедных аппаратов, не имевшая системы быстрой перезарядки.
В период пребывания в Сингапуре в качестве плавучей батареи «Мёко» еще до капитуляции Японии с него были демонтированы 127-мм орудия и 25-мм автоматы.
В 1935 году, в ходе “Инцидента с четвертым флотом”, из-за ошибки метеорологической службы, все четыре крейсера прошли через тайфун, где высота волн достигала 15 метров. Была повреждена надстройка, под ударами волн в нескольких местах разошлись листы обшивки, возникли течи. Однако, крейсеры не опрокинулись и вернулись в базу.
20 мая 1937 «Асигара» принял участие в смотре в Спитхеде по случаю коронации британского короля Георга VI, а 31-го в параде Кригсмарине в Киле .
После начала войны в Китае четыре крейсера участвовали в переброске в Шанхай 3-й пехотной дивизии. В сентябре и ноябре «Нати» и «Хагуро» совершили ещё несколько походов к побережью Северного Китая и после этого были выведены в резерв. «Асигара» и «Мёко» в 1937—1939 активно использовались для патрулирования китайских вод.
Четверка “Мёко” прошла сквозь вихри войны, и, несмотря на многочисленные боевые повреждения и затопления, продержалась до самого конца.
Японцы давно отличаются умением совершенствовать известные технологии до состояния, близкого к совершенству. Крейсера типа «Мёко» — одни из наиболее совершенных договорных крейсеров, сочетавшие мощное вооружение и броневую защиту, высокую скорость хода и большую дальность плавания.В пределах ограничений японцы сотворили шедевр,идеально подходящий для войны на на Тихом океане.
О боевой службе четверки-в следующей статье.
Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-
Броненосцы береговой обороны.
Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал!
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам