Найти в Дзене
Русские инди-игры

Почему Steam — далеко не главная причина появления плохих игр

Оглавление

Часто Steam критикуют за то, что в нем слишком много плохих и дешевых инди-игр, превративших этот онлайновый магазин в помойку. Кто-то обвиняет политику Valve в том, что она дает свет проектам крайне низкого качества. Но если разобраться в этом вопросе куда глубже, то станет понятно, что Steam здесь далеко не главный источник зла. Но сначала окунемся немного в историю и вспомним, какова ситуация была до появления популярного магазина игр.

Плохих игр было много и до Steam

Плохие вещи были всегда и игры этому не исключение. Я начал активно увлекаться видеоиграми в начале 2000, и уже тогда можно было наткнуться на целую кучу низкосортных продуктов. Но зато какие красноречивые описания имели диски с этими играми: интереснейший геймплей, куча уровней, а о «Современной 3D-графике» писали все подряд, даже если визуальная часть устарела на целые годы. И все это попадало тоннами на полки магазинов и покупалось не разбирающимися людьми.

Плохие игры нередко привлекали к покупке красивыми девушками на обложке. Кстати, на фото нашумевший провал под название Lada Racing Club
Плохие игры нередко привлекали к покупке красивыми девушками на обложке. Кстати, на фото нашумевший провал под название Lada Racing Club

Узнать о том, что плохо, можно было из обзоров Игромании. Журнал нередко писал небольшие короткие рецензии на малоизвестные игры, и там очень часто можно было увидеть оценки с 2-5 баллами. Ох, сколько же там было так называемых «польских шутеров», о которых часто шутили в те времена. Юмор, как вы поняли, был неодобрительный.

А когда интернет начинал постепенно развиваться в России, можно было узнать о таком блогере, как Maddyson, который поднимался на своем шоу «Игры на вынос», где Илья обозревал в шуточной форме самые разные дешевые игры вроде Месть Боксера или Гульман. Говоря коротко, плохие игры были, и их было много. Всегда.

Известный кадр из игры Месть Боксера
Известный кадр из игры Месть Боксера

И в этом плане тот же Steam куда мене вреден для покупателей, чем реальные магазины. Ведь все-таки ты можешь почитать отзывы, посмотреть видео, скриншоты на весь экран, а не уменьшенные в разы на диске с игрой. Или можешь сразу же поискать какой-нибудь стрим по игре и убедится во всем на живом геймплее.

Да, те же отзывы порой бывают искусственными, но такое не так часто встречается. К тому же, вы все-таки можете увидеть и негатив от настоящих игроков, чтобы понять, что ждет вас в игре. В этом плане Steam более прозрачен, и к тому же, в течении двух часов вы можете запросить возврат средств, что куда проще, чем поход в реальный магазин, где иногда приходилось и ругаться.

И это я еще не говорю про то, что порой в магазинах продавали моды для игр, которые маскировали под официальные дополнения. Лично меня в 14-16 лет обманули модом на Warcraft 3, который замаскировали как лицензионный аддон. Такие деятели продавали их под видами лицензий в тех самых маленьких пластмассовых коробочках.

Криминальную Россию для GTA на дисках помнят многие игроки с начала 2000. Уверен, в ларьках с пиратскими дисками до сих пор можно найти подобное
Криминальную Россию для GTA на дисках помнят многие игроки с начала 2000. Уверен, в ларьках с пиратскими дисками до сих пор можно найти подобное

Плохих игр было много. А можно ли от них избавиться? Кто-то может сказать, что в первую очередь Steam должен ужесточить модерацию. Но почему-то это ничего не изменит, мы поговорим далее.

Возможно ли избавиться от кучи плохих игр?

Чтобы избавиться от плохих игр, многие предлагают ужесточить модерацию Steam. Когда-то в этом магазине был Steam Greenlight, в котором пользователи выбирали сами, каким продуктам можно выйти в релиз. Со временем его заменили на Steam Direct, где разработчики просто платили небольшую сумму денег, доступную даже обычному рабочему человеку, и если их игра соблюдала некоторые правила, то она попадала в магазин. С этого момента Steam стали критиковать еще больше, так как количество плохих игр стало увеличиваться.

Но вся проблема заключается в том, что Steam Direct — это неизбежный шаг для магазина. И все потому, что понятие плохая игра слишком уж расплывчатое. Кто-то ставит такое клеймо на все игры с пиксельной графикой. Для кого-то проект становится плохим после того, как он узнает, что в нем нет сюжета. А кому-то не нравится определенный жанр по той причине, что таких игр уже слишком много.

То есть, мнение у всех будет разное. Угодишь одним, разгневаешь других, из-за чего Steam также будут критиковать. Например, многим не нравится различные симуляторы всяких неприличных вещей и непонятно чего другого. Но игра может быть первоклассным трешом, с отличным черным юмором на остросоциальные темы. То есть, игра может удовлетворить определенную аудиторию игроков, которые любят эдакие черные комедии. Да, многие игроки будут против такого, но может найтись и большая группа тех, кто хотел бы сыграть в такую игру.

Вряд ли выход Goat Simulator (Симулятор козла) многие игроки бы одобрили. Но сейчас у игры почти 39 000 отзывов, среди которых 88% положительные
Вряд ли выход Goat Simulator (Симулятор козла) многие игроки бы одобрили. Но сейчас у игры почти 39 000 отзывов, среди которых 88% положительные

Но предположим, если же Steam решиться на ввод строгих правил, по которым игра будет допускаться в магазин. Да, это снизит количество плохих игр, но, скорее-всего, ненадолго, так как в дело войдут конкуренты. Они заметят большую группу разработчиков и предложат им свой магазин, где будет модерация как у нынешнего Steam. Но какая будет выгода владельцам такого магазина?

А все достаточно просто. Владельцы этого магазина будут прекрасно понимать, что среди игр низкого качества когда-нибудь найдутся свои Minecraft, Rust и другие идеи, которые выстрелят и привлекут аудиторию. При этом никто не отменял того факта, что такие игры из чего-то дешевого могут превратиться в большой навороченный проект.

Minecraft прошел путь от небольшого инди до целого культурного явления. Заполучить такую игру в свой магазин мало бы кто отказался.
Minecraft прошел путь от небольшого инди до целого культурного явления. Заполучить такую игру в свой магазин мало бы кто отказался.

Постепенно маленький магазин может разрастись до чего-то большего, куда пойдут игры от более крупных разработчиков. И в какой-то момент большие игры приведут на площадку тех игроков, которые не любят дешевые проекты. И снова появятся недовольные кучей плохих игр. Все встанет на свои круги, только обвинять уже будут не Steam, а другой магазин.

И так происходило с другими похожими проектами в других сферах деятельности: YouTube, Twitch, Instagram. Все эти сервисы и площадки дали возможность заработать денег и стать известным тем, кто не может попасть на телевидение, модные журналы и «работать на дядю». Тот же и Steam стал магазином для тех, кто хочет попасть в разработку игр, при этом избежав устройства на работу в крупное издательство.

Кто-то может еще сказать, что если и появится конкурент Steam с дешевыми играми, он не даст такой же большой аудитории плохим играм. Но дело в том, что это весьма спорный вопрос. Да, у Steam миллионы активных пользователей. Но туда, где есть большая аудитория, придет как можно больше разработчиков со своими предложениями. В маленьком магазине будет появляться десятки игр в месяц, а в Steam такое количество минимум выходит каждый день. Только в 2018 году в магазине вышло 9300 игр. В среднем это 20-40 игр в день. Новые проекты буквально теряются среди этого количества.

Вот, например, что вышло в Steam лишь на момент написания статьи. И этот список доходит аж до третьей страницы выдачи.
Вот, например, что вышло в Steam лишь на момент написания статьи. И этот список доходит аж до третьей страницы выдачи.

Тут кто-то может возразить, сказав, что плохие игры все-таки порой становятся весьма популярными, обвиняя в этом Steam. И тут мы переходим к истинной причине, откуда эта популярность берется.

Почему некоторые плохие игры становятся популярными?


Тут хочется привести один из примеров — DOKA 2 KISHKI EDITION. Игра, которая создана после того, как один из депутатов неправильно назвал всеми известную Dota 2. Не знаю, как сейчас, но в свой выход это явно не была качественная игра. Ее сделали в крайние сроки, когда в интернете пошел хайп вокруг Doka 2. Вышла бы игра в Steam без всего этого шума, она бы, скорее всего, просто затерялась.

Doka 2 собственной персоной
Doka 2 собственной персоной

Но игра стала весьма популярной. На нее уже оставили более 2000 отзывов в Steam. И это не удивительно, ведь про игру написали куча СМИ, про нее наснимали видео целая куча блогеров, а Doka 2 стала мемом, который можно встретить в комментариях в игровых пабликах.

Такое происходит со многими треш-играми — симулятор полового органа, камня, хлебушка, игра по мотивам Зеленого слоника. Новости про треш-игры часто становятся обсуждаемыми. И это не удивительно, ведь про это многим намного интереснее читать, чем про какое-то инди шедевр с глубоким смыслом.

И это еще одна причина, почему бы смог развиться другой магазин, если Steam усложнит модерацию. Конкурент бы дал простой проход для треша, так как такие игры с высокой вероятностью приведут аудиторию, которой про такой проект расскажут куча блогеров и СМИ.

Самое главное, не подумайте, что я кого-то сейчас обвиняю. Я не хочу обвинять кого-то в тупости, или что общество деградирует и прочее бла-бла-бла. Наш мир такой, что в нем больше любят треш, секс и простой контент, который может вызвать смех. И с этим остается только смириться и жить в обществе, которое есть сейчас. И от состояния нашего общества и зависит количество выходящих плохих игр. А Steam превратил это в бизнес, сделав то, что было неизбежно. Был бы не Steam, нашелся бы кто-нибудь другой. И если кто-то не хочет видеть плохие игры в нашем мире, то вам остается лишь ждать, когда наше общество кардинально измениться. А это может не случиться и вовсе.