Найти в Дзене
Онлайнер

Начало интеллекта, где начинается интеллект человека?

Уровень интеллекта – главный фактор успешности человека в информационном обществе. Средством выживания и развития человека в XXI веке является информация и способность её грамотного применения. Интеллект как свойство психики человека, заключается в умении воспринимать действительность умом. В психологических теориях появления и формирования умственной деятельности раскрываются биологический и социальный источник.

Биологические законы развития интеллекта

Мыслительная деятельность человека начинает формироваться с момента его рождения.

На первом этапе идёт усвоение связи между действиями и их результатом. Ребёнок изучает окружающий мир через предметы с помощью органов движения и чувств.

На второй стадии к действиям подключаются представления. Материальные предметы обретают символическую форму. На этой стадии преобладает личностно-ориентированное восприятие мира, отсутствуют реакции на мнение окружающих.

На третьем этапе устанавливаются связи между символами. Каждое действие фиксируется конкретным символом, который обозначает его сущность. Потом действия объединяются с ранее полученными образами (представлениями). У человека появляется способность последовательно выстраивать предметы и явления, объединять их в группы, определять между ними связи. Словесная форма мышления на этой стадии отсутствует, осознается только конкретная ситуация.

На четвертом этапе, появляется способность переходить от частной ситуации к более обобщенной. Человек уже умеет строить предположения, находить рациональные объяснения. Также появляется способность думать суждениями. Для выражения мыслей необходимо развивать речь.

Психика человека формируется в процессе его жизни и деятельности. Сначала накапливается опыт в виде определённой последовательности действий. Действия превращаются в операции, то есть объединяются для достижения определённой цели. Психологии определили пять мыслительных операций:

А+В=С

С- В=А

(А + В) + С = А + (В + С)

А – А = 0

А + А = А.

Знание данных приёмов помогает человеку успешно работать с любой информацией.

Физиологическое созревание индивида, не является определяющим для его интеллектуального роста, оно только создаёт условия для развития.

Социализация как источник развития интеллекта

Не только логика служит основанием умственной деятельности. Источником умственного развития является социальная среда. Одновременно с биологическим ростом индивид усваивает общественно-исторический опыт. Большую роль здесь играет воспитание и обучение. Изучаемое явление начинает восприниматься поэтапно в процессе превращения внешнего воздействия в сознание. Научные исследования показали, что на формирование умственного действия влияют:

1. Личностные мотивы

2. Социальные ориентиры

3. Практическая деятельность

4. Реакция психики на внешние действия

5. Способности внутренней и внешней речи

Становление и рост интеллекта происходит в ходе приспособления индивида к окружающей среде. Основой знаний является активность субъекта. Но, чтобы избежать нарушения жизненного баланса, человеку нужно установить равновесие между своим внутренним состоянием и внешним миром. Достигается равновесие путём соединения двух противоположных действий – получение информации об окружающей действительности и подстройка ее под функции своего организма. Человек воздействует на мир, а мир влияет на него.

Таким образом, для повышения уровня интеллекта нужно хорошо знать как врождённые, так и приобретаемые качества. Понимание источников умственной деятельности позволяет человеку выработать правильную, перспективную стратегию ее совершенствования.