Наложить танцевальный бит на народные напевы довольно легко. А вот сохранить суть фольклора и бережно с ним поэкспериментировать, не преукрашивая - задача тонкой работы.
Лично для меня, один из лучших проектов из Удмуртии это post-dukes.
Это музыка авторства молодого человека под псевдонимом Жени Чудья и его коллаборации с вокалистами и друзьями.
Жанр: experimental pop, electronic
Город: Ижевск, Удмуртская республика
Аккуратные отсылки к прошлому начинаются уже с названия. Дукес - верхняя национальная одежда Удмуртов. И одноимённый прошлый проект музыканта, где исполнялась почти нетронутая народная музыка.
В новом проекте приставка "пост" ставит вопрос: "а что же после традиционности?".
Удмуртский народ малочислен и современные подростки не бегут радостно изучать язык и культуру.
Навязывание (ну ка помни, что ты удмурт!) не работают, нужен диалог и переосмысление.
Музыка post-dukes соединяет вокал на удмуртском языке, элементы традиционной музыки и эксперементальную электронику.
В инструментале лёгкое техно и эмбиент.
Насколько я знаю, удмуртский фольклор часто лиричен, посвящён красоте природы и быту, языческим существам. Post-dukes бережно оставляет это настроение.
На живых выступлениях проекта видишь такую картину: поток импровизации электронных звуков от музыканта и танцующие традиционные танцы девушки в удмуртской одежде. Есть в этом и ритуальность и диалог.
Обращения к истокам сейчас очень острая тема. Русская музыка устала копировать запад и ищет решения, заглядывая в себя. Однозначного и выгодного обеим сторонам (хранители культуры и современные музыканты) способа тут нет. Если вам интересно как можно бережно видоизменять с отсылками к прошлому, то рекомендую проанализировать вариант post-dukes.
Целую, Бода.