Ну, на вскидку. Что может дать опытной компании-ритейлеру анализ, скажем, фискальных чеков по продуктовой группе товаров, аккумулируемых Федеральной налоговой службой? Да, массу полезного. Расскажет об уровне платёжеспособности, потребительских предпочтениях на конкретной территории, сезонных колебаниях спроса на различные товары.
Аналитикам страховых компаний наверняка понадобятся базы данных МЧС, МВД, Росгвардии, ГИБДД. Допуск частных банков к закрытым пока каналам той же ФНС станет для финансистов источником разработки внутренних программ кредитования, депозитной политики. Маркетологам любых сфер экономики открытие баз поможет легче определяться с целевыми аудиториями.
Итак, власти, выросли до понимания сакраментального: информацией «надо делиться». Для общего блага. Необходим закон с чётко прописанными пунктами: по каким правилам этот делёж будет осуществляться.
Такой документ появился. Законопроект о национальной системе управления данными, внесённый группой экспертов-разработчиков, будет изучаться Министерством экономического развития. Правительству предстоит определить степень жизнеспособности документа и практические инструменты взаимодействия по нему с бизнесом.
Разработчики предлагают разделить огромный вал собираемых и обновляемых данных на три группы – открытую, конфиденциальную и деперсонифицированную. Механизмы доступа - кто, как и за сколько будет допущен к конфиденциальной категории данных - министерским только предстоит прописать.
Деперсоницифицированной часть информации станет после специальной обработки баз, когда программа снивелирует все приватные сведения о гражданах, но оставит их всё еще полезными для анализа и обобщений.
В законопроекте заложен также пункт о том, что граждане и юрлица смогут узнавать сведения о самих себе из этих систем безвозмездно.
Главный аналитик Российской Ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян резонно замечает, что формально бизнес и раньше по запросам мог получать доступ к тем или иным данным государственных баз. Но на практике чиновники, как водится, откликались на подобные запросы столь «оперативно», что уж лучше действительно ввести систему быстрого и удобного открытия баз, пусть и с некоторыми материальными компенсациями в казну. Зато и систематизацию данных, убеждён господин Казарян, предприниматели в таких случаях вправе ожидать гораздо более качественную.
Идея нового закона о национальной базе данных, считает Михаил Лопухов, генеральный директор Московского фонда поддержки промышленности и предпринимательства, может быть особенно полезна бизнесу при планировании долгосрочных стратегий развития
Мне, к примеру, было бы интересно поработать с систематизированной информацией в региональном разрезе – это крайне полезно для МФППиП и других организаций инфраструктуры поддержки, поскольку имеющейся официальной информации явно не хватает в требуемом объеме для принятия точных и взвешенных решений.
Дело в том, что для таких организаций, как МФППиП, получение дополнительной и достоверной информации, особенно в отраслевом или региональном сегментах дает возможность предложить промышленным и научным предприятиям Москвы максимально точные и востребованные меры поддержки, в том числе и финансовые.
И конечно, такая систематизация очень важна бизнесу для оценки рисков и принятия верных решений по расширению, началу работы в новых регионах страны.
Однако, следует учитывать, что данные из таких баз могут быть, так сказать, не совсем точными, и спровоцировать принятие ошибочных решений как бизнесом, так и организациями поддержки. Основанием для опасений служит наш опыт работы со статистическими данными. Случалось испытывать сложности из-за их неполноты, недостаточной корректности.
С интересом буду ждать завершения работы правительства над перспективным законопроектом. Интересен и состав открывающихся баз данных, и способы систематизации, и, само собой, варианты доступа. Хотелось бы оценить на практике качество и разнообразие информации.
Подготовила Ирина Нефедова