Найти тему
Без кино всё не то

Чем плох второй сезон "Большой маленькой лжи"

Первый сезон «Большой маленькой лжи», снятый по одноимённому роману Лианы Мориарти, должен был быть единственным. Сценарий для семи эпизодов охватывал все события первоисточника и обрывался на приятной недосказанности: все секреты раскрыты, преступления совершены, и героям остаётся только найти в себе силы захлопнуть дверь в прошлое и жить дальше. Когда – после восьми статуэток «Эмми», четырёх «Золотых глобусов» и высоких рейтингов – студия заговорила о продолжении «банкета», режиссёр Жан-Марк Валле воспринял эту идею крайне негативно:

Нет никаких причин продлевать сериал. Мы планировали один сезон, и он заканчивается так, что каждый зритель может додумать, что будет дальше. Если снимать второй сезон, он разрушит и испортит всю красоту.

От дойной коровы, однако, никто, кроме Валле, отказываться не собирался, и, хотя даже он в конце концов поменял своё мнение, HBO уже предложили режиссёрское кресло Андреа Арнольд (автору одной из самых невразумительных версий «Грозового перевала»). Лиану Мориарти попросили набросать продолжение истории (новеллу до сих пор не опубликовали в целях избежания спойлеров), и в качестве дополнительной приманки пригласили в сериал Мэрил Стрип.

Несмотря на все ухищрения студии, второй сезон значительно уступает первому, и вот почему.

1) Слабая интрига.

Если в первом сезоне зритель какое-то время гадал, кто убийца, кто жертва и что же произошло с Джейн (Шейлин Вудли), события второго сезона обходятся без тяжёлых преступлений и не затрагивают сильных травматических событий, как, например, изнасилование. Вся интрига повествования заключается в попытках утаить шило в мешке и обхитрить Мэри-Луизу (Мэрил Стрип), сующую нос не в свои дела.

2) Слишком много персонажей.

В первом сезоне акцент был сделан на трёх женщинах – Мэдлин, Селест и Джейн. Семи серий, в целом, оказалось достаточно, чтобы раскрыть основную проблему каждой из них. Во втором сезоне создатели выдернули со второго плана на первый Бонни и Ренату, а также добавили мать Пэрри, Мэри-Луизу. Экранное время на каждую значительно сократилось, и оттого все они превратились в клишированные копии самих себя. Мэрил Стрип, конечно, здесь гвоздь программы, но ожидать, что игра актрисы – какой бы потрясающей она ни была – скомпенсирует сценарные недостатки, равносильно заблуждению, что дорогой и профессиональный фотоаппарат сам по себе сделает отличные снимки.

-2

3) Нет развития.

Герои не справляются со своими проблемами, а бессильно барахтаются в них на протяжении всего сезона. Бонни не отпускают тяжёлые воспоминания об инциденте на лестнице, Селест зависла в болезненно эротической тоске по мужу, Джейн никак не может преодолеть физическое отвращение к близости с мужчинами, Мэдлин раскаивается в измене и пытается залатать пробоину в собственном браке, Рената видит конец света в банкротстве и потере привилегий… В какой момент ни включишь сериал – персонажи всегда разговаривают об одном и том же, либо раз за разом переживают одну и ту же эмоцию.

4) Решения «из коробки».

Проблемы, с которыми сталкиваются персонажи, имеют сложную психологическую природу и, конечно же, не решаются по щелчку пальцев. Однако, именно подобные «советы от Капитана Очевидность» предлагают сценаристы в качестве возможных выходов. Проблемы в браке? Достаточно просто поговорить друг с другом! Изнасилование? Нежный и терпеливый партнёр – вот что точно поможет! Конечно, если максимально обобщать, то так и будут выглядеть «таблетки от несчастий», но в первом сезоне, в отличие от второго, даже прописные истины подавались оригинально и с умом.

-3

5) Копирование визуального стиля.

Одной из «фишек» первого сезона был оригинальный визуальный стиль и атмосфера, созданные Жаном-Марком Валле. Мягкий свет, морские пейзажи, нужные ракурсы, музыкальное сопровождение – всё это создавало картинку, на которую просто было приятно смотреть. Андреа Арнольд прилежно копирует всё, чем сериал зарекомендовал себя в первом сезоне, но при этом не добавляет ничего нового, ничего от себя. В результате получается аккуратная репродукция, которая – чисто внешне – очень похожа на оригинал, вот только эмоций никаких не вызывает.

Общее впечатление от второго сезона – необязательная тягомотина, в которой прозябают актёрские таланты и скатываются в банальщину потенциально отличные темы. Всё-таки нужно уметь вовремя останавливаться.

Уважайте себя и смотрите хорошее кино.