Найти тему
Artfragment

Стресс для архитектуры: музей Соломона Гуггенхайма

В 2019-м нью-йоркский Музей Соломона Гуггенхайма отмечает 60-летие с момента открытия. Символично, что в юбилейный год здание культурной институции включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО — впервые за всю историю его существования в него вошла современная американская архитектура. Рассказываем, как Фрэнк Ллойд Райт отошел ото всех существовавших моделей музейной архитектуры и почему с его проектом «воевали» городские власти и даже современные художники.

— Вообще американский предприниматель Соломон Гуггенхайм собирал работы старых мастеров.

Но потом познакомился с молодой и амбициозной художницей Хиллой фон Ребай. Она пришла в дом Гуггенхайма, чтобы сделать его портрет. Но этим не ограничилось. Пока Ребай писала промышленника, она много рассказывала ему о нефигуративной живописи и абстракционизме. А еще убеждала начать покупать современное искусство. «С такой коллекцией однажды вы войдете в историю», — упорствовала Ребай. И оказалась права. 

Хилла Ребай, «Соломон Р. Гуггенхайм», 1928.
Хилла Ребай, «Соломон Р. Гуггенхайм», 1928.

— Соломон Гуггенхайм стал покупать работы Кандинского и Пикассо, Модильяни и Мондриана.

А еще в 1937 году создал фонд своего имени для поддержки современного искусства. Его куратором Гуггенхайм, конечно, сделал Хиллу фон Ребай. Впервые свою коллекцию публике промышленник показал в своих апартаментах в отеле «Плаза». А в 1943 году заказал строительство музейного здания. 

Апартаменты Соломона Гуггенхайма в отеле «Плаза».
Апартаменты Соломона Гуггенхайма в отеле «Плаза».

— Строительство музея Соломон Гуггенхайм тоже поручил Хилле.

А она в свою очередь заказала проект здания 76-летнему Фрэнку Ллойду Райту — на тот момент самому знаменитому архитектору Америки. На поиски подходящего места для строительства ушло около года. Но в итоге под музей был выделен участок на пересечении 5-й авеню и 89-й улицы — в главной точке верхнего Ист-Сайда. Фрэнк Ллойд Райт создал более 700 скетчей и как минимум шесть официально известных версий проекта музея. 

-3

— Проектируя белоснежное здание с непривычными округлыми формами, Райт отошел от всех существовавших моделей музейной архитектуры.

Предполагалось, что посетители на лифте будут подниматься на верхний этаж и по внутренней непрерывной спирали спускаться вниз, осматривая по пути экспозицию как на самом пандусе, так и в примыкающих к нему залах. Райт говорил, что после окончания строительства близлежащий музей Метрополитен будет казаться сараем.

-4

— Строительство здания затянулось на полтора десятилетия.

Одной из причин задержки стало нежелание города принимать ни один из проектов. Все они были слишком радикальны. Общественность выступала против «уродования» классических форм здания на 5-й авеню. А в 1956-м, когда проект наконец-то был утвержден, коллективное письмо написали 20 американских художников, которые призывали остановить архитектора, который своими эксцентричными идеями подкладывает мину под будущее современного искусства.

-5

— Здание музея открылось для публики в 1959 году.

Правда, прийти в перевернутую пирамидальную башню, ставшую домом для собрания Соломона Гуггенхайма, ни сам коллекционер, ни архитектор не смогли. Их к тому моменту уже не было в живых.

-6

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в магазине Cubed в арт-пространстве Cube.Moscow (здание отеля The Ritz-Carlton, минус второй этаж), Читай-городе, магазине «Москва» или Лабиринте.