Одна из моих любимых сказок - про Питера Пэна. Но я всегда знала, что она недетская!)
Именно в Питере Пэне это ну очень бросается в глаза. Все знают, что у Питера Пэна есть две части: самая известная - про Венди и ее братьев, и про то как они сбежали с Питером на остров Нетинебудет. Но есть и другая часть (которую я всегда любила больше) - это про Питера в Кенсингтонском саду. В этой сказке рассказывается предыстория, откуда вообще взялся Питер среди эльфов и фей, и рассказывается история, после которой становится ясно, почему Питер стал забирать детей к себе на остров.
У современных психологов есть такой термин "синдром Питера Пэна". Это о взрослых, которые не хотят взрослеть. Это даже не про инфантильность, наверное (если мы понимаем инфантильность - как общую неприспособленность), а про неприятие взрослых норм социализации, желание жить вне этих рамок, не следовать бездумно за шаблонами взрослой жизни: работа, зарплата, семья, дети и т.д.
И вот это не случайно, что у этого синдрома имя именно героя Джеймса Барри. Дело не только в том, что Питер через несколько дней после своего рождения сбежал из дома, чтобы никогда не стать взрослым. Это просто начало истории, затравка для читателя.) Но феномен Питера Пэна гораздо глубже и интереснее.
Если взглянуть на всю историю о Питере Пэне непредвзято, мы увидим, что это история о поиске любимой женщины. Я не побоюсь это озвучить, хотя, например, у иллюстратора Рекхэма (довольно известного своими картинками к Питеру Пэну) Питер изображается в виде грудного младенца. И вот тут очень интересно. Есть две истории про Питера Пэна. И в каждой из историй есть главная героиня - девочка, которая сбегает с Питером. И эти две девочки капитально, полностью, абсолютно противоположны друг другу.
Сначала про Венди, как самую известную героиню. Венди - это типаж матери и хозяйки очага. В сказке ей, что-то, около девяти лет, если я правильно помню. И тем не менее, иногда возникает ощущение, что она взрослая женщина. Скорее всего, это даже довольно жизненно - так проявляется инстинкт материнства, в некоторых маленьких девочках заложенный действительно сильнее, чем например в других (мы все разные: у кого-то больше, у кого-то меньше). Когда Питер приходит к Венди, он говорит ей, что ищет маму для себя и своих потерянных мальчишек, живущих на острове. Венди нравится эта роль, она старший ребенок в семье и в какой-то степени уже привыкла ко всему этому. Но для Питера она не мама (хотя он говорит, что ищет маму). Питер и Венди - это пара, хозяин и хозяйка острова. Недаром, к ней так ревнует фея Динь-Динь. И в конце сказки про Венди и Питера мы видим пожилую пару (да-да, они так заигрались в семейные отношения, что постарели, будучи детьми), привыкшую друг к другу, имеющую многочисленных детей. Питер приходит с "работы", Венди подает ему ужин, после ужина Питер расспрашивает как прошел день у детей, воспитывает мальчишек. В общем-то, это та картина, которую в итоге Питеру удалось осознать и которая испугала его. Испугала так, что он сбежал на войну с капитаном Крюком.) Честно, на месте Питера я бы тоже сбежала.)
Другая девочка - Мейми. Мейми Маннеринг. Вообще, с нее-то все и началось. Это первая девочка, которой Питер предложил стать его мамой. Это девочка-шалунья и непоседа. По сюжету ей не больше 5 лет. Она обожает дразнить своего брата, но в то же время верит в его храбрость. И ее брат тоже верит, что он смелый, и обещает ей в доказательство остаться как-нибудь ночевать в Кенгсингтонском саду после закрытия. А в этом саду живут феи и ни один ребенок на такое бы не решился.) В итоге, в самый последний момент Тони - брат Мейми - испугался и сбежал. А Мейми осталась. Там-то ее и нашел Питер. Я думаю, нет нужды пересказывать сюжет, он тоже довольно известен. После всех приключений Мейми ночью среди фей, она засыпает, а утром просыпается от того, что на нее смотрит незнакомый мальчик. Это и есть Питер Пэн. Питер влюбляется в нее сразу же. Вообще, он влюбляется в ее шубку, потому что из меха можно будет наделать гнезд для птиц (Питер считает себя птицей). И он предлагает ей остаться с ним навсегда. Они будут жить на острове, плавать по озеру в большом гнезде и будут всегда вместе.
Мейми - это абсолютная противоположность Венди. Ни о каком материнстве здесь не идет речи (хотя Питер и предлагает ей стать его мамой). Он просто хочет, чтоб она была рядом с ним. Я бы сказала, что она из того же теста, что и сам Питер. Ей не слабо сбежать и остаться ночевать в страшном для всех детей парке с феями. Ее полюбили феи точно также, как и Питера, только при своих собственных обстоятельствах. Она любознательна и очень самодостаточна. Половина книги посвящена ее собственным приключениям в саду.) И в итоге она не соглашается остаться с Питером. Она уходит. Она сбегает.) По сути она тоже выбирает семью - своих родных: маму, папу и брата. И в этом она тоже мне нравится. Нравится гораздо больше, чем идеальная жена Венди.
Кстати, Мейми дарит Питеру козла. С которым он потом не расстается. Что значит этот козел? Питер Пэн - это ну ооочень явная аллюзия на греческого Пана, который, как известно, ездил на козле. То есть Питер именно с подарком Мейми обретает полностью свою сущность. Мейми - большая любовь Питера. А иначе нужен бы был ему этот козел.) И именно после Мейми Питер начинает уже сам, настойчиво, искать себе маму. Искать другую девочку. Уже потом он найдет Венди. Потом от нее сбежит. Потом придет и уведет ее дочь, а потом - внучку, и так далее, далее, далее.
Может быть когда-нибудь ему удастся найти свою Мейми.) Мне хочется в это верить.