Сегодня исполнилось 26 лет со дня жестокого боя на таджико-афганской границе.
13 июля 1993 года крупный отряд афганских моджахедов напал на 12-ю заставу Московского погранотряда. 48 солдат и офицеров, в основном пограничники, но были и мотострелки из 201 мсд, больше десяти часов сражались в полном окружении. Когда закончились боеприпасы, пошли на прорыв. В том бою погибли 25 человек, шесть пограничников стали Героями России.
В 1993 году я служил в армии, в понтонно-мостовой бригаде под Питером. У нас как раз закончился карантин, нас только раскидали по батальонам, как появился добрый и разговорчивый замполит (мы с ним сразу сошлись – он мне даже иногда поручал провести политинформацию в роте молодого солдата) и стал настойчиво предлагать попробовать себя в настоящем деле.
- Ну что вы тут делаете? Плац метете и в наряды ходите? А там – горы, орлы, боевая подготовка каждый день… Настоящая военная романтика!
Мы с другом Саней задумались. Нам действительно обрыдла наша часть, наши порядки, распорядок дня и прочее. За полгода службы на стрельбище были всего пару раз, в основном наряды, уборка и строевая подготовка. Даже в футбол не разрешали играть. Даже в Питер в увольнение не отпускали. Мрак, короче. И мы написали заявления на имя комбрига с просьбой перевести нас служить на таджико-афганскую границу.
Написали, отдали замполиту.
- Молодцы! – сказал майор и похлопал меня по плечу.
Мы ходили по части возбужденные и вдохновленные:
- Скоро все изменится.
Правда, от нарядов по кухне нас не освободили.
Но однажды ночью нас разбудили деды. Они узнали про наши заявления:
- Вы что ох***ели, духи?! Вам что инженерные войска не нравятся?
К счастью, не били. Наоборот. Один из дедов, не помню, как его зовут, у нас с ним были хорошие отношение, приобнял меня за плечи, отвел в сторону и сказал:
- Лёха, ну ты дебил что ли? Ты хочешь, чтобы тебя мамке по частям привезли? Или с одной рукой? Или с одной ногой?
И стал рассказывать о своих старших товарищах, которых привезли из Афгана.
В общем, содержательно поговорили мы в ту ночь. Под утро получили по удару в грудак и легли спать. На следующий день заявления забрали. Замполит был расстроен и зол.
- Ну как же так? Вы ведь пожалеете.
Товарища майора можно было понять - ему нужно было выполнять план.
Это было где-то в апреле-мае 93-го. А в июле произошел бой на 12-й заставе.