Туристов и многих жителей нашей страны интересует, в каких городах России есть метро. Пожалуй, большинство россиян назовут только Москву и Санкт-Петербург. Тогда как за последние десятилетия подземки появились в пяти других городах и заложены в планах еще нескольких населенных пунктов.
Старейшие метро
Вековой юбилей скоро отпразднует московский метрополитен. Он был открыт в мае 1935 года и состоял из 13 станций.
Подземка могла быть построена еще раньше, так как план строительства разрабатывался с конца XIX в. Но московские чиновники, поддерживающие выгодное для казны трамвайное сообщение, всячески тормозили проект. Грянувшая мировая война и революционные события начала XX в. отложили планы строительства еще на несколько лет.
Первые линии московского метро дублировали наиболее загруженные трамвайные маршруты. Население столицы с каждым годом увеличивалось, наземный транспорт уже не справлялся с быстро растущим количеством пассажиров.
Станция «Сокольники» стала отправным пунктом первого состава. Двумя другими конечными станциями стали «Парк культуры» и «Смоленская». До начала Великой Отечественной войны успели открыть еще две линии.
Поистине героичная история московского метрополитена во время войны. Изначально его, как стратегически важный объект, хотели взорвать, но уже с первыми налетами вражеских самолетов власти задумались о необходимости сохранения подземки в качестве бомбоубежища.
Тоннели метро спасли огромное количество жителей столицы и даже дали жизнь новым москвичам. В метро за годы войны родилось 217 детей.
Показательным было возобновление работ по расширению линий метрополитена сразу после снятия осадного положения. Жизнь в Москве продолжалась. Уже в 1942 г. ввели в строй два новых отрезка пути.
Сегодня столичная подземка насчитывает почти 200 станций, из которых 44 признаны объектами культурного наследия. Многие из этих станций в свое время участвовали в международных выставках, удостаиваясь высоких наград за планировку и интерьерное оформление.
На 7 станциях московского метро можно увидеть памятные таблички «Сооружено в дни Отечественной войны».
Петербургский метрополитен был открыт через 20 лет после московского. В ноябре 1955 г. со станции «Площадь восстания» отправился первый электропоезд.
Подземка является второй по величине в России и самой глубокой в мире после пхеньянского метро. Глубина заложения некоторых тоннелей достигает 100 м.
Кроме того, петербургская подземная железная дорога - это авангард всего российского метрополитена. Все экспериментальные новинки и технические инновации апробируются именно на станциях Санкт-Петербурга.
Метро в других городах
В 1985 г. были запущены линии метро сразу в двух российских городах - Новосибирске и Нижнем Новгороде. Новосибирская подземка, состоящая из 14 станций, претендует на звание не только самого восточного метрополитена нашей страны, но и самого экстремального метро в мире.
Температура на станциях нередко опускается ниже нуля. Не считая Москвы и Санкт-Петербурга, Новосибирск - единственный крупный российский город, в котором метро является необходимостью. За все время существования подземки ею воспользовались 3 млрд человек.
В Нижнем Новгороде тоннели метрополитена расположены очень близко к поверхности - на глубине всего 20 м.
Подземка насчитывает 14 станций и две линии, по которым курсируют такие именные поезда, как «Кузьма Минин» и «71 год Победы». Еще один поезд «Пионер» получил свое название в честь пионеров, сдавших металлолом, из которого и было построено транспортное средство.
Метро, как правило, прокладывают в мегаполисах. В России насчитывается 15 городов-миллионников, однако подземная железная дорога оправдывает себя только в 3 из них. Причины тому следующие:
- метро является экономически невыгодным в городах с низким пассажиропотоком;
- многие линии плохо спроектированы и действуют только на городской периферии.
Такая ситуация, к примеру, сложилась в Самаре и Екатеринбурге. Вагоны ездят полупустыми, линии охватывают не самые густонаселенные районы. Пожалуй, единственным успешным проектом за последнее время стала подземная железная дорога в Казани.
Город активно растет и развивается. Подземка, открытие которой было приурочено к тысячелетнему юбилею города в 2005 г., перевозит в день до 100 тыс. человек. Это самая современная подземная железная дорога в нашей стране, оборудованная по последнему слову техники.
Несмотря на продолжающиеся споры и дискуссии об эффективности метро в российских городах, разработки проектов по созданию новых линий не останавливаются. Строительство метро уже начато или планируется в таких городах, как Омск, Сочи, Челябинск и Красноярск.
Хотите видеть подобные статьи в ленте? Подпишитесь и поставьте Лайк!
Еще больше на сайте: GDEZHIVET.COM