В воскресенье и поендельник верстается культурная программа на неделю: йога, футбол, бассейн, творческие кружки и др. В целом в деревне довольно насыщенная жизнь. Деревенские ничуть не чувствует себя обделёнными городскими утехами.
Я поздно понял, что на мероприятия есть запись, так как в микроавтобус влезают не все. В итоге пока ждал очереди, познакомился с девочкой, которая на половину японка и наполовину немка. В бассейн я так и не попал. Словом, тут Вавилон, откуда только нет народа. Также увидел и вторую девочку из Армении.
Вчера играл на улице в настольный теннис с парнем из Малайзии. Тяжело ему пришлось против северодвинской школы - не выиграл ни одной партии.
Также сегодня ещё пообщался с другой девушкой. Она сначала училась в Берлине, потом в университет устойчивого развития Eberswalde, про который я писал. Как я говорил, он очень ориентирован на практику и даже там ей стало скучно и она решила приехать сюда. Познакомилась с моим бригадиром на ежегодной антропософской конференции в Швейцарии в феврале. Бывала тоже на разных фермах и её прельщает община.
Община. Сегодня до меня дошло, что в английском и немецком языке не так много кооперативов, потому что у них много общин и сообществ, которые по факту и есть кооперативы. Термин другой, но образ намного глубже. Мы ещё у них поучимся социализму настоящему, который не "сверху", а "снизу".
Сегодня в деревню приезжала проверка безопасности труда, которую оплачивает община. Сразу всё прибрали. Ревизор приехал толстый, в очках, трудно передвигался.
Сегодня и вчера немного покрошили брёвна для дров. Сегодня укладывали их от дождя. В Мюнцингхофе отопление на дровах. Для сельскохозяйственного департамента - это хороший заработок отапливать всю деревню (сила общины). Также ещё на сторону продают.
Лес - это и материалы для столярки, грибы и ягоды, животные, отопление, тень и многое другое. Меня этот вопрос очень интересует, ведь у нас в южной части страны как-то позабыли про силу леса.
Например, приезжаешь в Орловскую область, а там в каждом дворе эти уродские газовые трубы - как зона. В итоге бабули зимой залезают в долг, так как пенсии не хватает на оплату. Газ в деревне как наркотик. Лёгкий, быстрый, но опасный.
В Курской области вообще одни поля, часто на монокультуре. Так некрасиво. Без леса много чего теряется и по сути, и по эстетике. А для чего вырубают и не высаживают? В погоне за зерном? Чтобы потом 40% хлеба горожане выкинули в помойку? Чтобы откормили скотине, которую будут есть на завтрак, обед и ужин? Пора вернуть леса, в том числе и на югах. Начать хотя бы с лесополос и дальше больше. Остановить погоню за экспортом и валом.
После сбора крапивы меня направили на сбор тысячелистника - его сейчас просто навалом на пастбищах. По-немецки Schafgarbe (овца + пучок). Делаю это прямо на покосах в перерывах. Вот, как он потом вялится:
Вечером начался дождь и уже отделяли цветки у молодой высушенной ромашки (Kamille). Коров и телят кормим уже на автопилоте. На объеденном поле много цикория (Wegwarte, Weg - путь, warten - ожидать$ получается "встретишь его на пути").
Деревенские дети в школу ездят в Нюрнберг каждый день. Дорога занимает час в одну сторону - изматывающая процедура. Сначала на машине быстро до станции поезда, а потом на поезде до Нюрнберга. Спросите, зачем так далеко? Затем, что это ближайшая Вальдорфская школа.
Один из парней у меня в бригаде получает здесь свой второй Ausbildung (форма получения профессии на предприятии). Социальная работа с инвалидами + сельское хозяйство. Получает в месяц в районе 900 евро за такое обучение (64 тыс. руб.), но оттуда минусуем налоги, оплату комнаты и питания и остаётся 300 евро (22 тыс. руб). Знает всё, всё умеет, полноценный сильный штык, но ещё пока числится, как обучающийся, не член общины. По факту дешёвый труд, но очень качественный.
Вообще пообщался тут с народом и это очень распространено в Германии - социальный года, Ausbildung - постоянно учатся в труде и с низкой оплатой.