Миграционные процессы в наши дни приобрели небывалый масштаб. Политологи и журналисты говорят в связи с этим о втором переселении народов. Тема первого, Великого переселения народов была актуальна полторы тысячи лет назад. Ее активно обсуждали в Римской и Византийской империях. Причем наши предки, славяне, входили тогда в число тех неприятных людей, которые «понаехали тут».
Великое переселение народов продолжалось с 4 по начало 10 века н.э. Это было время, когда европейцы рассаживались на тех местах, где они сидят и по сей день. Рассаживались грубо, немилосердно пихая друг друга и сгоняя с насиженных мест законных хозяев. Длинный варварский меч накрыл Европу своей смертоносной тенью. В одной старой хронике королева варварского племени наставляет своего сына следующими словами: «Если ты хочешь стать на путь подвига и прославить свое имя, разрушай все, что другие построили, и уничтожай всех, кого победишь».
И новые герои, напутствуемые таким образом, старались вовсю. По приблизительным данным, с 200 по 700 год население Европы сократилось с 67 до 27 миллионов человек. На фоне всеобщего разрушения падение Вечного города вызвало только сдавленный стон. «Мой голос дрожит, и от рыданий перехватывает горло, - делится своей скорбью святой Иероним. – Он завоеван, этот город, который покорил весь мир!»
Великое переселение народов наполнило Европу грохотом рухнувших городов и империй и воплями избиваемых жертв. Под эти гибельные звуки славяне выступили на историческую сцену. Началось самое длительное и масштабное в истории переселение – славянская колонизация Евразии. Этот мощный колонизационный порыв зародился на заре Средневековья, а иссяк лишь спустя полтора тысячелетия, достигнув берегов холодной Аляски и знойной Калифорнии.
Первый самостоятельный набег на Балканы славяне совершили в правление императора Юстина I (518–527 гг.). С этого времени и на протяжении последующих двухсот лет непрерывная череда славянских вторжений опустошает балканские земли и угрожает самой столице империи — Константинополю.
Остановить нашествия не помогла даже грандиозная оборонительная система из 600 крепостей, возведённых по приказу Юстиниана I (527–565 гг.) вдоль Дуная: у империи не нашлось достаточного количества солдат для несения гарнизонной службы. Славяне легко прорывались за пограничную линию. В 580-х гг. они захватили Фессалию, Старый Эпир, Аттику, а также большую часть Пелопоннеса. Константинопольский патриарх Николай III (1084–1111 гг.) сетовал, что ромеи не смели там показаться. Вернуть древние земли Эллады Ромейская империя сумела лишь во второй половине IX в.
По подсчётам (вероятно, преувеличенным) Прокопия Кесарийского, каждое славянское нашествие стоило империи 200 тыс. жителей — убитыми и уведёнными в плен. Во всяком случае, в конце VI в. население Балкан достигло минимума своей численности, сократившись вдвое — с двух до одного миллиона человек ( История крестьянства в Европе. В 2-х т. М., 1985. Т. 1. С. 27).
Славянские вторжения совершенно изменили этническую карту Балкан. Повсеместно преобладающим населением стали славяне. Остатки народностей, входивших в состав Ромейской империи, по существу, сохранились только в труднодоступных горных районах.
Я зарабатываю на жизнь литературным трудом.
Звякнуть копеечкой на поддержание штанов автору можно через
Яндекс-деньги
41001947922532
или
Сбербанк
5336 6901 8581 0944
Спасибо всем тем, кто уже оказал поддержку!
Мои книги
Последняя война Российской империи
Электронные книги на ЛиРес