Найти в Дзене

Обзор серии Returner

Часто ли у вас бывает, что ваше мнение строго противоположно мнению большинства? У меня — да. И мой обзор на серию Returner — одно из них. Когда я впервые увидел отзывы об первой в ней игре, я был сильно обрадован наличию мощного (фактически эксклюзивного) офлайн проекта на мобильные устройства, но всё оказалось далеко не так просто. Начнём с того, что в серии Returner уже два проекта: Returner 77 (которая как раз и вызывала громкие овации в сторону разработчиков) и Returner Zero (сиквел). Я их рассмотрю последовательно с общим итогом в конце (в остальном всё как обычно).

Returner 77:

Стоит отдать игре должное, она очень красивая.
Стоит отдать игре должное, она очень красивая.

Начнём с рассмотра геймплея: и первый же игровой кадр в Returner 77 вызывает вопросы. Хоть в play market'e чётко не указан жанр игры, легко догадаться по скриншотам, что это квест, причём квест с просторными локациями. Так вот, по ним (просторным локациям) нельзя ходить, передвижение происходит только по тапам в определённые места, которые можно подсветить с помощью большой синей кнопки в углу экрана. И это вызывает очень сильный диссонанс, потому что, во-первых, это убивает погружение в атмосферу (так как ты просто скован невидимыми цепями и не можешь даже свободно осмотреть локацию), а во-вторых, это не упрощает, а лишь ломает управление, так как для перехода между предметами нужно тапать в строго определённые точки.

Пример точек, по которым происходит передвижение.
Пример точек, по которым происходит передвижение.

Безусловно, передвижение не самая главная вещь квесте, однако скупость Returner 77 на оставшуюся часть геймплея вынуждает игрока замечать даже его огрехи. Игра во многом лишь красивая обёртка над повторяющимися головоломками, и взаимодействие с предметами здесь сведено к минимуму, очень редко вас будут заставлять таскать больше одной вещи в инвентаре. То что в обычном квесте является основой геймплея здесь всего лишь простейшее (и очевидное) дополнение к однообразным ребусам. Конечно, по сюжету мы находимся на корабле пришельцев и было бы странно, если бы каждая их система работала по-разному, но увы, это никак не оправдывает самокопирование игрового процесса.

Эту головоломку с разной сложностью в игре приходится решать раз 10.
Эту головоломку с разной сложностью в игре приходится решать раз 10.

Хорошо, вот мы и подобрались к ядру игры - головоломкам. Так как описывать больше нечего, опишу их. Сколько типов головоломок тут есть, я не считал, однако с уверенностью могу сказать, что большая часть из них довольно лёгкая и к середине игры, попытки Returner 77 тебя ими завлечь начинают бесить (в кооперации с другими раздражителями). Также разработчики заботливо поместили кнопку "AI" в верхнем правом углу экрана: за первые два нажатия игра объяснит суть головоломки, а на третий предложит автоматически решит её (только представьте, игру можно пройти, даже толком не поиграв). Хоть я и ругаю головоломки за частые повторения, стоит отметить, что все они (как минимум на первый раз) интересные, а иногда даже попадаются очень оригинальные пазлы. Только из-за этого я и могу влепить игре удовлетворительно (4/10) за геймплей и пойти дальше.

В игре вместе с сюжетом есть неплохая постановка.
В игре вместе с сюжетом есть неплохая постановка.

А дальше идёт мотивация, так как это квест, то у Returner 77 немного вариантов зацепить игрока. Для начала разберу основной — сюжет. И тут у разработчики снова промахнулись, совершив на самом деле типичные ошибки: много говорят, но мало показывают, и весь сюжет почти никак не соприкасается с игроком. В самом начале нам дают банальную установку: мир людей на грани выживания и для его спасения было послано в космос 77 "возращенцев" (отсюда и название), однако осталось всего лишь два, включая нас. Наша напарница, возращенец 76 капитан Линг, пробуждает нас от криосна, но у нас из-за него амнезия. Теперь игрок должен следовать за ней по пятам, собирая оставленные ей видеозаписи. Тут и всплывают главные недостатки игры: все захватывающие вещи происходят не с нами, а с капитаном Линг, о том что произошло на Земле нам особо не рассказывают, а видеозаписи, оставленные 76-ой представляют из себя лишь запись её лица. Фактически вся мотивация проходить игру заключается в том, что бы, внимание, прослушать "невероятную" историю своей напарницы на этом корабле. Можно, конечно, возразить, что у нас есть глобальная цель: попасть с этого корабля домой —, но это не более чем условность, которая даётся нам в самом начале и никак не изменяется в конце. А в конце, кстати, ничего нет... Да, игра просто прерывается на полуслове, говоря, что продолжение будет в 2018 году. Возможно, они имели в виду Returner Zero, но продавать игру за 389 рублей, в которой даже нет конца — это немного нагло.

Так выглядят оставленные видеозаписи, их довольно просто не заметить.
Так выглядят оставленные видеозаписи, их довольно просто не заметить.

Рассмотрим дополнительные методы заставить допройти игру: постепенно увеличивающаяся сложность. Нет это определённо не про Returner 77, если сложность головоломок тут и колеблется, то спонтанно, никакой зависимости от времени нет. Так что единственное, чем удаётся разработчикам манипулировать — это временем прохождения. Когда игрок ждёт, что сюжет вот-вот раскрутится, он обрывается, и начинают идти титры. В итоге длинный минус за данный аспект: 2/10 (только за то, что технически сюжет есть).

Пришло время самой сильной стороны Returner 77 — реализации. Графика в игре топовая, хоть она и не настраивается, но и смартфон слишком сильно не нагревает. Красивых фрагментов в игре более, чем достаточно, к тому же здесь, в отличие от недавно разбираемой мной Shadowgun Legends, присутствует неплохая постановка сцен, так что картинка постоянно радует глаз. При этом игра отполирована до блеска (и это я сейчас не про стиль рисовки), и не одного бага за всё прохождение я не встретил. Ещё один приятный момент игры — это перевод на множество языков, включая русский (хотя и только текстовый). И всё бы было окончательно хорошо, если разработчики хоть немного думали бы дальше таких очевидных вещей.

Ещё один красивый кадр из игры.
Ещё один красивый кадр из игры.

Начну с простого: управления. В игре превалирует синий оттенок и при этом часто в локациях недостаточное освещение, так что делать элементы интерфейса синими было явно плохой идеей. Ладно кнопки, но когда ты хочешь узнать, куда можно пойти, не всегда заметны указывающие точки на экране. К тому же, такой стиль окружения мешает ещё и поиску редких предметов для активации головоломок. Один раз я на 10 минут застрял исключительно из-за того, что не видел ключевую вещь прямо передо мной. И последний, наверное, недостаток в проекте — это видео, их нигде нельзя посмотреть отдельно (мелочь, но всё же неприятно). Да, это скорее придирки, но всё таки закрывать глаза на это тоже не выходит, поэтому финальный балл за реализацию 9/10.

Пример незаметного предмета в игре.
Пример незаметного предмета в игре.

Returner Zero:

Первая игра собрала больше 10000 скачиваний, что крайне неплохо (особенно для дебютного проекта) и следующая часть появилась в этом же году, однако, как я понял, она вышла не сразу, а по главам, сейчас же доступна Final cut версия и её продажи весьма плачевны: чуть больше 500. Либо я не единственный, кому не понравилась первая часть, либо отсутствие русского языка отпугнуло слишком много народа. Однако всё по порядку.

Открывающий кадр игры.
Открывающий кадр игры.

Геймплей с прошлой части не изменился. А это значит, что по-прежнему нельзя свободно передвигаться, головоломки постоянно повторяются, а взаимодействие с миром игры минимальное. Разработчики даже уменьшили количество слотов в инвентаре с 5 до 3, однако и этого оказалось много: больше двух предметов одновременно мне таскать не пришлось. К счастью ребусы отличаются от своих собратьев Returner 77, но к концу игры они всё так же приедаются. Поэтому игра получает за геймплей ровно такую же оценку, как и прошлая часть: 4/10.

Между главами игроку даётся краткая сюжетная сводка.
Между главами игроку даётся краткая сюжетная сводка.

Но не всё в игре осталось прежним, в этот раз разработчики более подробно продумали сюжет. Видеосообщения заменили на голограммы от капитана Линг, а также добавили кристаллы с воспоминаниями нового персонажа, нулевого возращенца (оранжевые — это аудиозаписи, а синие — видео), за которого мы и играем. Наконец-то в Returner раскрывается судьба Земли и описывается конфликт с инопланетянами. Теперь, как минимум, поиск осколков памяти мотивирует игрока пройти игру до конца. Хотя в Returner Zero разработчики стали больше показывать (в конце игроку даже дадут взглянуть на стража, который все две игры гонялся за нашей напарницей), сюжет самого приключения на космическом корабле не изменился — его почти нет, зато есть внятный, хоть и простой финал. Поэтому Returner Zero смело можно повысить балл за мотивацию с 2 до 4/10 (так как даже с этими преимуществами игра завлекает очень слабо).

Кристалл с аудио воспоминанием.
Кристалл с аудио воспоминанием.

Разработчики также провели работу над ошибками в реализации проекта: уровни осветили, добавили больше тёплых цветов, кнопкам дали чёрный фон, а все собранные воспоминания можно посмотреть в отдельном меню. В целом ориентироваться в игре стало намного удобнее, но графика, наоборот, упала в качестве. И это очень странно: картинка стала выглядеть более неказистой, будто игра недоделана (в Final cut версии), а во время катсцен зачем-то добавили чёрные полосы сверху и снизу. О том, что игру не захотели довести до конечного состояния, говорят и посредственно выглядящие воспоминания, и постоянные баги в игре. Что происходило при разработке игры я не знаю, но кажется, что при правильно выбранном курсе разработчикам не хватило средств для завершения своего проекта. Из-за этого ощущения от реализации серьёзно пострадали: 7/10.

Игра постоянно путается в кат-сценах есть ли моделька персонажа или всё таки нет.
Игра постоянно путается в кат-сценах есть ли моделька персонажа или всё таки нет.

Итог:

Первая игра в серии Returner оказалось довольно посредственной, в ней плохо всё кроме графики: взаимодействие с миром, сюжет, лор, концовка. Игре очень далеко до компьютерных собратьев, и почему ей посвящено столько восторженных отзывов, видимо, мне никогда не понять. Только из-за сильной технической реализации я могу поставить игре слабое "хорошо" — 5/10.

Со второй игрой всё наоборот, разработчики пошли в правильном направлении, убрали мелкие недочёты в дизайне, создали неплохой лор, сделали замах на сюжет, но где-то потеряли терпение, допустив до финального релиза слабую (особенно на фоне Returner 77) картинку и множество багов. К тому же сиквел взял с собой многие фатальные ошибки оригинала, что в итоге выливается в ту же оценку: 5/10. В дополнение хочется сказать, что Returner Zero обошла стороной прессу и большинство пользователей, так что шансов на продолжение у серии немного.

Пара слов о ценовой политике: даже две игры вместе взятые 389 рублей не стоят, так что официально приобретать игру строго не рекомендую (хотя и тратить время на пиратку тоже нет смысла).

Несмотря на недоделанность, в Returner Zero всё также попадаются красивые кадры.
Несмотря на недоделанность, в Returner Zero всё также попадаются красивые кадры.

Отдельный список достоинств и недостатков обеих игр:

Retuner 77:
Плюсы:
-Красивая графика
-Интригующий сюжет
-Наличие подсказок
Минусы:
-Слишком темно
-Однообразные загадки
-Много лёгких загадок
-Нельзя самостоятельно передвигаться
-Короткая
-Без конца
-Мало взаимодействия с миром

Returner Zero Final cut:
Плюсы:
-Хорошая графика
-Интригующий сюжет
-Наличие подсказок
-Осколки воспоминаний можно посмотреть отдельно
-Есть концовка
Минусы:
-Всё ещё короткая
-Нельзя самостоятельно передвигаться
-Мало взаимодействия с миром
-Баги
-Не хватает масштаба (это скорее придирка)
-Повторяющиеся загадки
-Много лёгких загадок
-Хромающая картинка