Еще летом, когда мысли переезде в Сербию на ПМЖ только культивировались в наших головах, мы стали искать фирму или частного грузоперевозчика, кто сможет помочь нам перевезти наши личные вещи (в основном одежда, детские игрушки и снова одежда). Сначала попалась какая-то латышская фирма, заломили что-то в районе двух тысяч евро. Мы тактично взяли паузу "подумать" и не менее тактично внесли их в "черный список".
В целом у всех европейцев цены на одном уровне, поэтому решили найти кого-нибудь из Беларуси.
В итоге созвонились с одним челом, который озвучил нам цену в 900 евро. Мы проконсультировались у него по поводу документов и что нам нужно сделать на начальном этапе, чтобы непосредственно перед самим переездом было легче и менее напряжно в плане времени.
По его рекомендации на 30-ти листах формата А4 мы написали всё, что было в наших коробках. Это и провода и USB кабели с маркировками. Вообще все. На русском языке. От руки. Это все, что нужно вам знать, чтобы представить что нас будет ждать чуть дальше по тексту.
Большой ошибкой было писать документы от руки, это раз.
Для уверенности, я рекомендовал бы всем, кто столкнется с переездом из России или Беларуси в Сербию, дублировать эти бумаги на английский язык, а еще лучше вдобавок к английскому, еще и на Сербский.
В интернете вроде как есть образцы этих документов, но мы не стали заморачиваться, поэтому тупо использовали пустые А4.
Еще одна ошибка - это вещи без упаковки. Все вещи должны быть упакованы по коробкам. ВСЕ. В инвойсе вы должны будете указать сколько у вас наименований предметов. Если, например, вы везете что-то в пакете или в сумке, то нужно указывать каждую вещь в сумке. Надеюсь, понятно написал.
Если не ошибаюсь, то вроде на профессиональном жаргоне таможенников это называется "Инвойс", поправьте, если ошибаюсь. Забегая вперёд, представьте рожу польских таможенников, когда они нам говорят: "Ваш инвойс, пожалуйста", а в ответ я им протягиваю стопку бумаг с писаниной на русском языке. За тот день, медленно перетекающий в поздний вечер, который мы провели с водителем на польской границе и таможне, мы, наверное, сбросили килограммов 6 на двоих.
Непосредственно перед выездом из Сербии за вещами, мы пытались связаться с этим товарищем, но он не отвечал на наши сообщения. В итоге в экстренном порядке пришлось искать кого-то другого. Нашелся некий Денис из Минска, который за 1400 евро пообещал сделать все как надо. У Дениса даже есть белый инфинити и сайт, где он преподносит себя как транспортная компания. На деле он оказался обычным агентом, который ищет заказы на специализированных биржах для грузоперевозчиков. Затем находит водителей, по-тихому подсовывает договор, берет деньги и сваливает. Оказалось Денис накручивает себе 100 процентов от стоимости работы водителя. Водители, как правило, все ИП и имеют договоры и печати. Вот эти договоры он как раз и подсовывает. Эту схему я просёк где-то в Гродно на подъезде к Польше. Тогда мы разговорились с водителем, его, кстати, зовут Андрей. Оказалось, что если бы я нашел Андрея сам, то мне бы этот переезд обошелся почти в два раза дешевле.
Немного окунёмся в первую часть. В пять часов я стоял в пробке на границе с Беларусью и именно в пять часов Денис должен был позвонить на мою минскую симку, которая работает только на территории РБ. В роуминге она, к сожалению, даже не регистрируется в сети. На 20.30 у нас была назначена встреча. Он должен был приехать ко мне в Минск и оценить и взвесить коробки, чтобы знать какую машину ему нужно задействовать.
Наверное, если бы не все эти приключения на границе, которые я описал в первой части, то к 21 часу я бы точно был в Минской области. Но в это время я еще стоял где-то между Польшей и Беларусью.
Денис приехал в воскресенье около 20 часов, как раз когда я вернулся из Смоленска. Оценил фронт работ и сказал, что приедет во вторник с весами и мы будем взвешивать каждую коробку, а выехать сможем в среду или в четверг. Договорились, что привезет специальные весы, которые он возьмет в аренду и я должен буду оплатить за это какую-то небольшую сумму. Остановились на этом, пожали друг другу руки и попрощались до назначенной даты.
Начиная со следующего дня Денис вылюбил нам с женой все мозги. Сначала у него якобы была занята машина, затем он нашел другого водителя. Потом консультировался со своими "знающими" людьми, которые сказали, что моя налепница (ВНЖ) по браку с владельцем недвижимости в Сербии - это не ВНЖ и не дает мне права на какие-то льготы при ввозе личных вещей. Тут я немного о#уел и решил послать его куда-нибудь в Беловежскую пущу, осеменять зубров. Параллельно я звонил Олегу (SerbiaLife) из Панчева и консультировался по поводу всех этих таможенных вещей у него. К сожалению, у него подобного опыта не было и все, что он порекомендовал, это телефон таможенного брокера и таможню Панчево.
Весь вечер пока я ехал в поезде и следующий день он названивал и написывал мне и моей жене. Если жена ему что-то и отвечала, то я весь следующий день спал.
Оказалось, что когда я уезжал из Сербии и нам не отвечал тот - первый чел - это был не экстренный порядок, по-настоящему экстренный поиск был в этот момент. Я искал фирму, находясь в РБ, а жена искала кого-то из Сербии. Некая фирма, которая занимается авиаперевозками, пообещала помочь нам за один день. Все включено и все дела. Но 7000 евро отбили у меня желание общаться с ними дальше.
Я уже реально стал думать, что эти вещи мне нахер не сдались и оставлю-ка я их в съёмной квартире.
Денис написал, что у него есть машина на завтра и что если мы готовы, то он приедет сегодня вечером с весами и мы подготовим бумаги.
Как обычно в 20 часов по местному времени к подъезду подъехала белая инфинити. Вошел Денис и принес с собой коробку, в которой лежали детские весы (на которых взвешивают детей). Тут я немного выпал в осадок. Но 10 или 20 белорусских рублей все же заплатил. Он своим знающим и опытным взглядом посмотрел на мой "Инвойс" и сказал, что всё ок. Дословная фраза: "Не переживайте, всем будет заниматься наш водитель - он человек опытный, а вы просто получайте удовольствие от дороги". Ну ок, че. Вариантов всё равно нет.
Седьмого ноября в половину шестого утра в мой двор въехал грузовой Мерседес на длинной платформе. Я сразу понял, что это явно неспроста. Инфинити подъехал примерно в 6.10 и мы начали грузить коробки. Через полтора часа мы с Денисом сидели на кухне, подписывали договор и рассчитывались. Как оказалось договор я подписывал с водителем, а Денис его видел впервые в жизни. Как и Андрей впервые вез кого-то транзитом через ЕС в Сербию без каких либо сопроводительных бумаг, за исключением писанины от руки на русском.
Мы с Андреем сели в кабину, он предложил мне кофе в стаканчике, я отказался. Он спросил почему не хочу, а я ответил, что брезгую пить из его стакана ибо негигиенично. Так мы и подружились. Естественно, в хорошем смысле этого слова.
Продолжение следует...