Север практически необъятен. Кроме этого, он зачастую непроходим. Посёлки, города и целые районы оказываются доступны лишь малой авиации. Где-то можно проехать только на полноприводном автомобиле, где-то, как в Нёноксу или Белое озеро, ходят только поезда. Но об этом в другой раз. Сегодня я хочу рассказать о том, как пытались связать Поморье с Уралом, попутно открыв миру несколько труднодоступных ранее поселений.
Проект железнодорожной магистрали, которая связала бы промышленный Урал с портовым Архангельском, возник не сегодня. О выходе к берегам Баренцева или Белого морей, минуя центральную Россию, задумывались ещё при царе. В советское время в 60-е годы даже было начато строительство – навстречу друг другу из Архангельска и Микуни (считай, Сыктывкара) потянулись ниточки рельс. Но, так и не встретились. Архангельская ветка остановилась в пинежских лесах за Карпогорами (последняя действующая станция – Карпогоры пасс.), а Сыктывкарская – в Вендинге. Между двумя тупиковыми линиями около 200 километров лесов и болот.
Стоит ли говорить, что к активной фазе строительства с той поры почти не возвращались?..
Когда закончилось финанисрование строительства железнодорожной линии в Коми, из Карпогор начали было прокладывать дорогу на север – в Мезень и Лешуконье (труднодоступные районы Архангельской области), но и это начинание закончилось, едва успев начаться. Проект был приостановлен, построенные участки частично разобрали.
До развала Союза про замороженную магистраль почти не вспоминали, а в 90-е всё же решили возобновить стройку. Было принято решение, используя уже существующие участки, проложить железнодорожную линию Пермь-Сыктывкар-Архангельск. Проект получил название «Белкомур» (Белое море – Коми – Урал), была создана одноимённая компания и даже начаты какие-то строительные работы. Но нехватка средств опять сделала своё дело.
С тех пор Белкомур прочно поселился в кабинетах и кулуарах. О магистрали часто вспоминают, обсуждают проект, ищут средства (и периодически что-то находят), думают и принимают решения… Но, к сожалению, непосредственно строительство магистрали, которая позволила бы не только разгрузить центральные железные дороги России, но и сократить на 800 километров путь к портам Баренцева и Белого морей не для одного Урала, но для всей Сибири и Кузбасса, так и не началось. А ведь кроме всего прочего, возведение Белкомура окажет исключительно позитивное влияние на Архангельский морской порт, который в нынешнее время пребывает в несколько стеснённом положении.
Но проект не оставлен. Что же известно на сегодняшний день? В 2015 году были подписаны некие соглашения с Китаем, который (так как заинтересован в появлении относительно короткого пути в Европу) будет выступать в роли подрядчика строительства. Кроме того, Белкомур включён в программу стратегического развития железнодорожного транспорта в России до 2030 года, и, по некоторым сведениям, в 2020 году планируется начало реализации современного проекта строительства оставшихся участков магистрали.
Конечно, с учётом того, как долго длится история с постройкой Белкомура, сложно поверить в то, что ситуация вот-вот разрешится в положительную сторону. Но хочется в это верить, ведь магистраль не только представляет большой экономический интерес для всей страны, но способна также вдохнуть новую жизнь в регион, стать мощным катализатором развития республики Коми и Архангельской области.
Надеюсь, материал был вам интересен.
Подписывайтесь на канал, будем радовать вас новыми познавательными рассказами о Севере.
Также можно почитать:
Кудемская узкоколейка. Последняя из могикан
Из словаря Русского Севера
Как ради одной реки перекопали другую
Как в межсезонье попасть на острова? Опыт одного города
Что такое белые ночи и почему в городе белых ночей их нет
Кийский архипелаг. Младший брат Соловков
Кое-что о том, как ходить по болоту
Дом Сутягина. Памятник современного деревянного зодческого искусства