Мореплавание издревле считается одним из опаснейших занятий. Не редкость, когда корабль приплывал в место назначения с половиной, а то и меньшим количеством оставшейся команды.
Мало кто знает, но древние моряки не плавали «сквозь» моря и океаны. В 95% случаев достичь места назначения можно относительно безопасно и с комфортом. Имя этому явлению — каботажное плавание.
Единицы кораблей, не считая драккаров викингов, были способны быстро и безопасно пересечь даже внутренние моря (например, Средиземное). Не говоря об океанах. Большинство кораблей плавало вдоль берега, опоясывая море по окружности.
Такой стиль плавания позволял "пересечь" море комфортно и безопасно. На ночь корабли швартовали к берегу, моряки спокойно покидали его для ночёвки, готовки пищи на огне и других целей. На дневных привалах организовывалась охота, пополнение запасов пресной воды, хозяйственные работы.
Такой стиль плавания позволял перевозить большее количество товаров за 1 раз, что было более важным, нежели их быстрая доставка. С собой брали меньше провизии, т. к. всегда имелась возможность пристать к берегу для её пополнения, особенно если на прямом курсе ожидался город.
Моряки выстраивались в очередь, ожидая возможность уйти в такое плавание. Мало кому хотелось плавать с Васко да Гамой или Магелланом, где в дневной рацион моряка входило 40 грамм крепкого уксуса и 1 литр воды... Мясо, конечно, было, но несколько месяцев есть солонину было невыносимо трудно.
Впрочем, бурное развитие кораблестроения привело к тому, что пересекать море по кратчайшему пути всё-таки стало выгоднее.