Одно из громких выставочных открытий этого лета в Лондоне — ретроспектива датско-исландского художника Олафура Элиассона. Он уже «зажигал» в Турбинном зале гигантское солнце и «складывал» гренландские айсберги на берегу Темзы. В этот раз в Tate Modern покажут три десятка ключевых работ художника. Накануне открытия экспозиции рассказываем, как на Элиассона повлиял нефтяной кризис 1970-х годов и что он делал вместе с мигрантами.
— Олафура Элиассона называют «волшебником радуг и водопадов».
И предпосылки к тому, что в своем творчестве он объединил искусство и природные явления, можно найти в его биографии. Будущий художник родился в Копенгагене в семье исландцев и много времени провел на родине своих родителей. А еще на детство Элиассона пришелся нефтяной кризис 1970-х. За время него каждый день в 8 вечера в Исландии отключали электричество, и вся жизнь перемещалась к природному сумеречному свету окон. Возможно, без этого опыта Элиассон не стал бы уделять свету и природным явлениям так много внимания в своих работах.
— Свою дебютную работу Олафур Элиассон представил в 1993 году.
Инсталляция Le Travail de Beauty представляла собой садовый шланг, в паре мест из которого била вода. Свет на объект падал так, что с определенных точек зрители видели радугу. А мировую известность художнику принесла «Зеленая река». В 1998 году в водоем норвежского города Мосс Элиассон вылил флуоресцентный краситель уранин, который используют для исследования водных течений.
— В 2003 году Элиассона показал в Лондоне одну из своих самых известных работ.
В Турбинном зале Tate Modern художник представил The Weather Project. В нем стратегия «конструировать» природные явления отразилась в полной мере. Дымка пронизывала пространство, туман, перед тем как исчезнуть, аккумулировался в подобие облаков, а над залом «висело» огромное солнце. Инсталляцию тогда посмотрело около двух миллионов посетителей, некоторые из которых ложились загорать прямо посреди зала.
— Олафур Элиассон оказался в числе немногих современных художников (Такаси Мураками, Джефф Кунс, Аниш Капур), чьи работы выставлялись в Версале.
В 2016 году на Большом канале художник создал огромный водопад. Зрителям, которые смотрели на него из центральной галереи дворца, казалось, что вода падает прямо с неба.
«Водопад» стал не единственной инсталляцией в Версале, связанной с водой. В одном из уголков парка Элиассон установил конструкцию, которая создавала туман из мельчайших брызг. А в другом показал, на что становится похожа земля без воды.
— Искусство Олафура Элиассона тесно связано с социальной повесткой.
В 2016 году художник запустил проект «Зеленый свет» (в 2017-м он повторил его на Венецианской биеннале). Вместе с беженцами Элиассон конструировал светильники из переработанных материалов. Зеленый цвет тогда стал своего рода универсальным символом свободы. Получившиеся небольшие инсталляции можно было купить — по $300 за штуку. А заработанные средства пошли Красному Кресту.
— Активный борец за экологию, в конце 2018 году художник представил в британской столице проект «Ледяной дозор Лондона».
Вместе с геологом Миником Розингом Элиассон выловил у фьорда в юго-западной части Гренландии 30 айсбергов весом от 1,5 до 6 тонн. Многовековые куски льда когда-то были частью Гренландского ледяного щита, но под влиянием глобального потепления откололись и ушли в свободное плавание. На кораблях с холодильными установками Элиассон довез айсберги до Англии. В итоге 24 из них расположились на берегу Темзы возле Tate Modern, а еще шесть остались таять на площади в деловом квартале Лондона. Инсталляцией Элиассон хотел привлечь внимание к проблеме изменения климата и пагубным последствиям парникового эффекта.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!
Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в магазине Cubed в арт-пространстве Cube.Moscow (здание отеля The Ritz-Carlton, минус второй этаж), Читай-городе, магазине «Москва» или Лабиринте.