Как-то мне достался поразительный механизм — немецкий двухклавиатурный орган Vermona. Мне тогда нужны были клавиши, но взять синтезатор я был не готов, потому согласился. Было забавно везти в метро 60 кг электромеханики с двумя пересадками.
Нижняя клавиатура пошла волной, но всё работало и переключалось. Хотя любое движение рычагами и крутилками вызывало лютый треск.
Запасшись спиртом, ветошью и паяльником я засел за него и через неделю услышал тембр «Хаммонда». Помните классический звук Doors? А ещё после долгих манипуляций завелась драм машина. Но это был скорее какой-то извращённый метроном.
Давайте сравним:
Hammond B3
Vermona Formation 3
Агрегат отличается от Formation 2 встроенным ритм-блоком. В нижней части расположен механический сустейнер. Так как штатная педаль была утеряна, пришлось мастерить из педали от бочки, тросика газа и подручных материалов некое высокотехнологичное решение.
Резкость звука достигается при добавлении в линию компрессора и эквалайзера. Учитывая, что клавиатура в Вермоне не зависит от силы нажатия, то компрессия не портит динамику, а наоборот, делает звук более чётким и контрастным, а эквализация на выходе формирует основной тон инструмента.
Примерно в 2009-2010 году я передал аппарат в частную коллекцию. Ставить на него джек и лезть внутрь, учитывая оригинальные запчасти (не считая сустейнера) считаю неправильным, а включать в современную цепь было бы вандализмом по отношению к новой технике. Пусть радует владельца габаритами и звуком!
Кому из вас попадались под восстановление или по работе необычные раритеты?