Масао Ямамото (山 本 昌 男 Yamamoto Masao) родился в 1957 году в городе Гамагори — японский свободный фотограф, снимки которого буквально пропитаны традиционной японской эстетикой. Маленькие фотографии Масао представляет зрителю как часть чего-то более масштабного и цельного.
Дзен
Ямамото вдохновлен японской философией Дзэн и верой в то, что медитация и поиск красоты играют важную роль в развитии человека. Философские и духовные корни художника способствуют его своеобразному стилю фотографии, в котором обыденность проявляется как нечто экстраординарное.
Японская культура всегда привлекала и удивляла западную цивилизацию. Секреты успеха — синтоизм, который привносит в японское искусство поиск красоты, и философия Дзэн, как стремление показать истинную природу вещей. Для буддиста истинной природой является пустота, главное для японского художника — передать свое видение пустоты.
Это отражается во всех сферах японского искусства — от чайной церемонии и живописи до ландшафтного и интерьерного дизайна. Японские гравюры производили впечатление на французских импрессионистов, японской культурой вдохновляются западные фотографы.
Данный принцип лежит и в снимках Масао Ямамото. Его фотографии характерны небольшими размерами и могут поместиться в небольшую коробку. Масао вспоминает: «Давным-давно, в детстве, я собирал насекомых. Мне нравилось коллекционировать. Когда я вырос, то вместо того, чтобы убивать насекомых, начал их фотографировать и коллекционировать их изображения».
Ваби
В юности Масао изучал живопись под руководством художника Горо Саито и находился под влиянием традиционной философской школы живописи. Заинтересовавшись фотографией, Масао попытался стереть грани между живописью и фотографией, словно между вымышленным и реальным мирами.
Характер снимков Масао полностью соответствует японской эстетике «ваби» которая предполагает аскетизм, простоту и скромность. Вместо больших и ярких фотографий Ямомото демонстрирует старые отпечатки размером 8 на 12 см.
«Лучший формат — когда можно держать фотографию в ковшике ладони. Если держишь в ладони фотографию — значит держишь в руке память. Как семейное фото, которое носишь с собой».
На выставках Ямамото представляет свои фото в виде инсталляций. «Я конструирую историю, выставляя несколько маленьких фото, не придерживаясь хронологии. Иногда начинаю с конца, иногда — с середины; я никогда не знаю, с чего начну. Добавляю одну, потом вторую, затем третью. Даже я сам не знаю той истории, которую расскажу. Только в процессе работы ко мне приходит ощущение смысла».
«Я бы хотел, чтобы, глядя на мои инсталляции, зритель не пытался понять. Вместо этого — просто смотрите». Это вполне соответствует концепции ваби.
Саби
Вторая философская концепция в снимках Масао — "саби", налет старины, а также подлинность, неподдельность. Хоть фотографии Ямамото выполнены в технике традиционной серебряной печати — это современные и новые отпечатки. Масао тонирует свои снимки чаем и носит их с собой, таким образом добиваясь их старения. Такой способ перекликается с методом чешского фотографа Мирослава Тихого, который умышленно разбрасывал свои снимки где попало для старения.
Таким образом, с одной стороны, снимки состарены искусственно, но с другой, обладают историей и памятью, которая порождает искреннее чувство «саби».
«Для меня удачная фотография — та, что успокаивает, дает ощущение покоя. Заставляет быть добрым и нежным. Фотография, придающая отвагу; которая будит воспоминания о хорошем; которая делает людей счастливыми».
Шизука
«Живя в лесу, я чувствую присутствие многих «сокровищ», спокойно дышащих природой. Я называю это присутствие «Шизука.” «Шизука» означает очищение, чистый, ясный и незапятнанный. Я хожу по лесу и собираю свои сокровища «Шизука». Я пытаюсь поймать слабый свет, излучаемый этими сокровищами, как глазами, так и фотоаппаратом. Древний китайский философ Лао-цзы писал «Великое присутствие трудно увидеть. Великий звук трудно услышать. Великая фигура не имеет формы.» Лао-цзы учит нас смиренно признавать, что мы играем лишь небольшую роль в великой схеме Вселенной.
Я чувствую связь с его словами. Я всегда чувствовал, что в природе есть что-то ценное. У меня такое впечатление, что что-то очень неопределенное и большое может существовать за пределами маленьких вещей, которые я могу чувствовать. Именно поэтому я начал собирать сокровища «Шизука». «Шизука» подает через сигналы движение воздуха, запах земли, слабые шумы окружающей среды, и лучи света. Захват света является сутью фотографии. Я убежден, что фотография создавалась тогда, когда люди хотели поймать свет». Масао Ямамото.
«Я фотографирую, чтобы поймать в объектив явления, которые существуют. Если думать об этом день за днём, то гора перестает быть горой, облако – уже не облако, а все, что осталось позади – больше не оставлено… Возможно, я начинаю видеть то, что могу увидеть только я один. Открывая затвор, проявляя пленку, печатая – я накапливаю впечатления. Мне нравится собирать и хранить эти впечатления дома – в кожаной коробке, в ящике стола или в альбоме».
Полная версия статьи доступна на нашем сайте Масао Ямамото. Дзен фотографии из коробки.
Если вам понравились работы Масао, обратите внимание на творчество чешского фотографа Мирослава Тихого.
Подписывайтесь на наш канал и мы будем радовать вас интересными и познавательными статьями!