Найти тему
Ваби Саби Стиль

Масао Ямамото. Дзен-фотографии из коробки

Оглавление

Фото Масао Ямамото
Фото Масао Ямамото

Масао Ямамото (山 本 昌 男  Yamamoto Masao) родился в 1957 году в городе Гамагори — японский свободный фотограф, снимки которого буквально пропитаны традиционной японской эстетикой. Маленькие фотографии Масао представляет зрителю как часть чего-то более масштабного и цельного.

Дзен

Ямамото вдохновлен японской философией Дзэн и верой в то, что медитация и поиск красоты играют важную роль в развитии человека. Философские и духовные корни художника способствуют его своеобразному стилю фотографии, в котором обыденность проявляется как нечто экстраординарное.

Фото Масао Ямамото
Фото Масао Ямамото

Японская культура всегда привлекала и удивляла западную цивилизацию. Секреты успеха — синтоизм, который привносит в японское искусство поиск красоты, и философия Дзэн, как стремление показать истинную природу вещей. Для буддиста истинной природой является пустота, главное для японского художника — передать свое видение пустоты.

Это отражается во всех сферах японского искусства — от чайной церемонии и живописи до ландшафтного и интерьерного дизайна. Японские гравюры производили впечатление на французских импрессионистов, японской культурой вдохновляются западные фотографы.

Фото Масао Ямамото
Фото Масао Ямамото

Данный принцип лежит и в снимках Масао Ямамото. Его фотографии характерны небольшими размерами и могут поместиться в небольшую коробку. Масао вспоминает: «Давным-давно, в детстве, я собирал насекомых. Мне нравилось коллекционировать. Когда я вырос, то вместо того, чтобы убивать насекомых, начал их фотографировать и коллекционировать их изображения».

Фото Масао Ямамото
Фото Масао Ямамото

Ваби

В юности Масао изучал живопись под руководством художника Горо Саито и находился под влиянием традиционной философской школы живописи. Заинтересовавшись фотографией, Масао попытался стереть грани между живописью и фотографией, словно между вымышленным и реальным мирами.

Характер снимков Масао полностью соответствует японской эстетике «ваби» которая предполагает аскетизм, простоту и скромность. Вместо больших и ярких фотографий Ямомото демонстрирует старые отпечатки размером 8 на 12 см.

Фото Масао Ямамото
Фото Масао Ямамото

«Лучший формат — когда можно держать фотографию в ковшике ладони. Если держишь в ладони фотографию — значит держишь в руке память. Как семейное фото, которое носишь с собой».

На выставках Ямамото представляет свои фото в виде инсталляций. «Я конструирую историю, выставляя несколько маленьких фото, не придерживаясь хронологии. Иногда начинаю с конца, иногда — с середины; я никогда не знаю, с чего начну. Добавляю одну, потом вторую, затем третью. Даже я сам не знаю той истории, которую расскажу. Только в процессе работы ко мне приходит ощущение смысла».

Инсталляция фотографий Масао Ямамото
Инсталляция фотографий Масао Ямамото

«Я бы хотел, чтобы, глядя на мои инсталляции, зритель не пытался понять. Вместо этого — просто смотрите». Это вполне соответствует концепции ваби.

Саби

Вторая философская концепция в снимках Масао — "саби", налет старины, а также подлинность, неподдельность. Хоть фотографии Ямамото выполнены в технике традиционной серебряной печати — это современные и новые отпечатки. Масао тонирует свои снимки чаем и носит их с собой, таким образом добиваясь их старения. Такой способ перекликается с методом чешского фотографа Мирослава Тихого, который умышленно разбрасывал свои снимки где попало для старения.

Фото Мирослав Тихий
Фото Мирослав Тихий

Таким образом, с одной стороны, снимки состарены искусственно, но с другой, обладают историей и памятью, которая порождает искреннее чувство «саби».

«Для меня удачная фотография — та, что успокаивает, дает ощущение покоя. Заставляет быть добрым и нежным. Фотография, придающая отвагу; которая будит воспоминания о хорошем; которая делает людей счастливыми».

Фото Масао Ямамото
Фото Масао Ямамото

Шизука

«Живя в лесу, я чувствую присутствие многих «сокровищ», спокойно дышащих природой. Я называю это присутствие «Шизука.” «Шизука» означает очищение, чистый, ясный и незапятнанный. Я хожу по лесу и собираю свои сокровища «Шизука». Я пытаюсь поймать слабый свет, излучаемый этими сокровищами, как глазами, так и фотоаппаратом. Древний китайский философ Лао-цзы писал «Великое присутствие трудно увидеть. Великий звук трудно услышать. Великая фигура не имеет формы.» Лао-цзы учит нас смиренно признавать, что мы играем лишь небольшую роль в великой схеме Вселенной.

Фото Масао Ямамото
Фото Масао Ямамото
Фото Масао Ямамото
Фото Масао Ямамото

Я чувствую связь с его словами. Я всегда чувствовал, что в природе есть что-то ценное. У меня такое впечатление, что что-то очень неопределенное и большое может существовать за пределами маленьких вещей, которые я могу чувствовать. Именно поэтому я начал собирать сокровища «Шизука». «Шизука» подает через сигналы движение воздуха, запах земли, слабые шумы окружающей среды, и лучи света. Захват света является сутью фотографии. Я убежден, что фотография создавалась тогда, когда люди хотели поймать свет». Масао Ямамото.

Фото Масао Ямамото
Фото Масао Ямамото

«Я фотографирую, чтобы поймать в объектив явления, которые существуют. Если думать об этом день за днём, то гора перестает быть горой, облако – уже не облако, а все, что осталось позади – больше не оставлено… Возможно, я начинаю видеть то, что могу увидеть только я один. Открывая затвор, проявляя пленку, печатая – я накапливаю впечатления. Мне нравится собирать и хранить эти впечатления дома – в кожаной коробке, в ящике стола или в альбоме».

Фото Масао Ямамото
Фото Масао Ямамото
Фото Масао Ямамото
Фото Масао Ямамото

Полная версия статьи доступна на нашем сайте Масао Ямамото. Дзен фотографии из коробки.

Если вам понравились работы Масао, обратите внимание на творчество чешского фотографа Мирослава Тихого.

Фото Мирослав Тихий.
Фото Мирослав Тихий.

Подписывайтесь на наш канал и мы будем радовать вас интересными и познавательными статьями!