Впервые понятие тяжелого крейсера было использовано немцами для большого крейсера "Блюхер"(1908),который явился развитием броненосных крейсеров-но до линейных еще не дошел.Он и стал единственным крейсером в этом классе на то время.
Но настоящие тяжелые крейсера-детище Первой мировой войны и Вашингтонского морского договора 1922 года.Термин введен в Лондонском морском соглашении 1930-разделившем тяжелые и легкие крейсеры-легкие-с калибром орудий 155 мм,тяжелые-203 мм(и водоизмещение 10 000т.). Еще одно название -использовавшееся до войны-"вашингтонские "крейсеры.Период строительства-1916-1953. Нежелание пускать на слом новейшие,мощные и дорогие корабли типа "Хокинс" заставило британцев в Вашингтоне пролоббировать принятие их характеристик за новый стандарт-максимум (10000 т. водоизмещения и 203 мм пушки)для крейсеров.В принципе никто и не возражал-новый стандарт понравился всем.
В результате появились статьи XI и XII Вашингтонского договора , запрещавшие строить крейсера водоизмещением более 10 тыс. тонн и с артиллерией крупнее 203 мм. Количество вновь построенных крейсеров не ограничивалось, но имелись суммарные ограничения на тоннаж флота в пропорции: 5:5:3:1,75:1,75 соответственно, для США,Англии,Японии,Франции и Италии. Поскольку на строительство линкоров был объявлен мораторий, все начали увлеченно строить крейсеры.
Потом было ограничено и количество.
Максимальное количество тяжёлых крейсеров, разрешённых к сохранению в составе флотов : США, Великобритании и Японии, — определялось следующими цифрами: США могли иметь не более 18 тяжёлых крейсеров, Великобритании и её доминионы — не более 15, Японии — 12. Кроме того, общее суммарное водоизмещение тяжёлых крейсеров в составе флотов отдельных стран-участниц договора не должно было превышать: для США — 180 тыс. т, для Великобритании — 146,8 тыс. т, для Японии — 108,4 тыс. т .
Франция и Италия подписать договор отказались-и Англии пришлось додавливать их отдельно - в итоге французам и итальянцам пришлось довольствоваться 7 тяжелыми крейсерами каждому.
Следующие конференции демонстративно сорвали японцы,поэтому требования Вашингтонского соглашения 1936 о моратории на строительство тяжелых крейсеров до 1942 года касались только США,Англии и Франции.
К началу Второй мировой войны в составе ведущих флотов насчитывалось следующее количество тяжёлых крейсеров: Британская империя — 18, США — 18, Франция — 7, Германия — 5, Италия — 7, Япония — 18. 2 было у Аргентины и 1 оставался у Испании.
Всего 76 штук.
В первый послевоенный период корабли этого класса остались лишь у США, Великобритании, Испании и Аргентины .
В 1956-1962 гг 5 крейсеров типа «Балтимор» американцы перестроили в ракетные. К 1975 в составе американских ВМС числилось лишь два тяжёлых крейсера — «Де Мойн» и «Салем». Эти ветераны оставались в резерве до конца 80-х.
Рекорд активной службы поставил испанский тяжёлый крейсер «Канариас», выведенный из состава флота лишь в 1975 году.
Строительство кораблей этого класса освоили 7 государств,в своих флотах имели 8. Всего построено около 100 единиц.
Великобритания.
"Хокинсы"( Hawkins ) - В 1916 британцы заложили серию первых тяжелых крейсеров для борьбы с перспективными немецкими рейдерами -со 190 мм главным калибром. Построено 5 ед.
"Каунти" - многочисленная серия отличающихся друг от друга крейсеров ,названных именами английских графств.Построены во 2-й половине 20-х.Типы "Кент"(7 ,включая 2 австралийских), "Лондон"(4 шт.) и "Норфолк"(2 шт.) эти серии стали эталоном вашингтонских крейсеров-10 000т. и 8-203 мм орудий. Всего 13 ед.
"Йорк" и "Эксетер"- получились гораздо дешевле вашингтонских-и с 6 203 мм орудиями.
Франция.
"Дюкень" -2 шт.,прозваны "картонными".
на каждом последующем корабле французы усиливали бронирование.
"Сюффрен" -4 шт. ,
"Альжери" -заложен 1931.
США.
"Пенсакола" -2 шт.
"Нортхэмптонов " -6 шт.
"Портленд" -2 шт.
"Новый Орлеан" -7 шт.- по мнению американских моряков первые настоящие тяжелые крейсера.
"Уичита"-увеличенный легкий "Бруклин"-но с 203 мм пушками.
построены в ходе войны и после нее -
"Балтимор" -14 шт.
"Орегон" -4 шт.
"Де Мойн"-3 шт.
Италия.
"Тренто" -2 шт.Итальянцы решили что для их крейсеров главное скорость-("Тренто"в 20-х держали рекорд скорости в 36 узлов.)
"Зара"-4 ед.построены с нарушением вашингтонских ограничений.
"Больцано" - гибрид между "Тренто" и "Зара". Его скорость достигла 36,81 узла.
Япония.
Японцам-в отличие от американцев вашингтонского водоизмещения сразу не хватило,все их хотелки не поместились в вашингтонский стандарт.В итоге японцы научились строить практически идеальные тяжелые крейсеры .
"Фурутака"- 2 ед.
"Аоба" -2 ед.
"Мёко" -4 ед., еще здесь и здесь.
"Такао"-4 ед.
"Могами" -4 ед.
"Тонэ" -2 ед.
Германия.
Немцы,ограниченные Версальским договором,вынуждены были искать способ получить полноценную боевую единицу для борьбы с крейсерами противника. Дизельная силовая установка и 6-283 мм орудий при скромном(но с каждым кораблем серии увеличивающемся) бронировании сделали эти "карманные линкоры" грозой вашингтонских крейсеров. Сами немцы их классифицировали промежуточным классом-"броненосцы"типа "Дойчланд". Мы здесь их будем называть "карманниками".
"Дойчланд"-3 шт.
"Адмирал Хиппер" -3 шт.( "Принц Ойген" достроен уже во время войны).
Испания.
"Канариас" -2 ед.
Аргентина.
"Альмиранте Браун" -2 ед.,построены в Италии по типу "Тренто".
По мере опубликования статей по тяжелым крейсерам здесь будут добавляться ссылки на публикации для удобства поиска.
Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-
Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал!
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам