Найти тему
Морская коллекция

Тяжелые крейсеры.(2.0).

Оглавление

Впервые понятие тяжелого крейсера было использовано немцами для большого крейсера "Блюхер"(1908),который явился развитием броненосных крейсеров-но до линейных еще не дошел.Он и стал единственным крейсером в этом классе на то время.

Но настоящие тяжелые крейсера-детище Первой мировой войны и Вашингтонского морского договора 1922 года.Термин введен в Лондонском морском соглашении 1930-разделившем тяжелые и легкие крейсеры-легкие-с калибром орудий 155 мм,тяжелые-203 мм(и водоизмещение 10 000т.). Еще одно название -использовавшееся до войны-"вашингтонские "крейсеры.Период строительства-1916-1953. Нежелание пускать на слом новейшие,мощные и дорогие корабли типа "Хокинс" заставило британцев в Вашингтоне пролоббировать принятие их характеристик за новый стандарт-максимум (10000 т. водоизмещения и 203 мм пушки)для крейсеров.В принципе никто и не возражал-новый стандарт понравился всем.

В результате появились статьи XI и XII Вашингтонского договора , запрещавшие строить крейсера водоизмещением более 10 тыс. тонн и с артиллерией крупнее 203 мм. Количество вновь построенных крейсеров не ограничивалось, но имелись суммарные ограничения на тоннаж флота в пропорции: 5:5:3:1,75:1,75 соответственно, для США,Англии,Японии,Франции и Италии. Поскольку на строительство линкоров был объявлен мораторий, все начали увлеченно строить крейсеры.

Потом было ограничено и количество.

Максимальное количество тяжёлых крейсеров, разрешённых к сохранению в составе флотов : США, Великобритании и Японии, — определялось следующими цифрами: США могли иметь не более 18 тяжёлых крейсеров, Великобритании и её доминионы — не более 15, Японии  — 12. Кроме того, общее суммарное водоизмещение тяжёлых крейсеров в составе флотов отдельных стран-участниц договора не должно было превышать: для США — 180 тыс. т, для Великобритании — 146,8 тыс. т, для Японии — 108,4 тыс. т .

Франция и Италия подписать договор отказались-и Англии пришлось додавливать их отдельно - в итоге французам и итальянцам пришлось довольствоваться 7 тяжелыми крейсерами каждому.

Следующие конференции демонстративно сорвали японцы,поэтому требования Вашингтонского соглашения 1936 о моратории на строительство тяжелых крейсеров до 1942 года касались только США,Англии и Франции.

К началу Второй мировой войны в составе ведущих флотов насчитывалось следующее количество тяжёлых крейсеров: Британская империя — 18, США — 18, Франция — 7, Германия — 5, Италия — 7, Япония — 18. 2 было у Аргентины и 1 оставался у Испании.

Всего 76 штук.

В первый послевоенный период корабли этого класса остались лишь у США, Великобритании, Испании и Аргентины .

В 1956-1962 гг 5 крейсеров типа «Балтимор» американцы перестроили в ракетные. К 1975 в составе американских ВМС числилось лишь два тяжёлых крейсера — «Де Мойн» и «Салем». Эти ветераны оставались в резерве до конца 80-х.

Рекорд активной службы поставил испанский тяжёлый крейсер «Канариас», выведенный из состава флота лишь в 1975 году.

Строительство кораблей этого класса освоили 7 государств,в своих флотах имели 8. Всего построено около 100 единиц.

-2

-3

-4
-5

Великобритания.

"Хокинсы"( Hawkins ) - В 1916 британцы заложили серию первых тяжелых крейсеров для борьбы с перспективными немецкими рейдерами -со 190 мм главным калибром. Построено 5 ед.

"Каунти" - многочисленная серия отличающихся друг от друга крейсеров ,названных именами английских графств.Построены во 2-й половине 20-х.Типы "Кент"(7 ,включая 2 австралийских), "Лондон"(4 шт.) и "Норфолк"(2 шт.) эти серии стали эталоном вашингтонских крейсеров-10 000т. и 8-203 мм орудий. Всего 13 ед.

"Йорк" и "Эксетер"- получились гораздо дешевле вашингтонских-и с 6 203 мм орудиями.

-6

Франция.

"Дюкень" -2 шт.,прозваны "картонными".

на каждом последующем корабле французы усиливали бронирование.

"Сюффрен" -4 шт. ,

"Альжери" -заложен 1931.

-7

США.

"Пенсакола" -2 шт.

"Нортхэмптонов " -6 шт.

"Портленд" -2 шт.

"Новый Орлеан" -7 шт.- по мнению американских моряков первые настоящие тяжелые крейсера.

"Уичита"-увеличенный легкий "Бруклин"-но с 203 мм пушками.

построены в ходе войны и после нее -

"Балтимор" -14 шт.

"Орегон" -4 шт.

"Де Мойн"-3 шт.

-8

Италия.

"Тренто" -2 шт.Итальянцы решили что для их крейсеров главное скорость-("Тренто"в 20-х держали рекорд скорости в 36 узлов.)

"Зара"-4 ед.построены с нарушением вашингтонских ограничений.

"Больцано" - гибрид между "Тренто" и "Зара". Его скорость достигла 36,81 узла.

-9

Япония.

Японцам-в отличие от американцев вашингтонского водоизмещения сразу не хватило,все их хотелки не поместились в вашингтонский стандарт.В итоге японцы научились строить практически идеальные тяжелые крейсеры .

"Фурутака"- 2 ед.

"Аоба" -2 ед.

"Мёко" -4 ед., еще здесь и здесь.

"Такао"-4 ед.

"Могами" -4 ед.

"Тонэ" -2 ед.

-10

Германия.

Немцы,ограниченные Версальским договором,вынуждены были искать способ получить полноценную боевую единицу для борьбы с крейсерами противника. Дизельная силовая установка и 6-283 мм орудий при скромном(но с каждым кораблем серии увеличивающемся) бронировании сделали эти "карманные линкоры" грозой вашингтонских крейсеров. Сами немцы их классифицировали промежуточным классом-"броненосцы"типа "Дойчланд". Мы здесь их будем называть "карманниками".

"Дойчланд"-3 шт.

"Адмирал Хиппер" -3 шт.( "Принц Ойген" достроен уже во время войны).

-11

Испания.

"Канариас" -2 ед.

-12

Аргентина.

"Альмиранте Браун" -2 ед.,построены в Италии по типу "Тренто".

-13

По мере опубликования статей по тяжелым крейсерам здесь будут добавляться ссылки на публикации для удобства поиска.

Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-

Линейные крейсеры.

Линейные корабли.

Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал!

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам