Найти тему
МОЯ ПЛАНЕТА

БАЙКИ АЛТАЙСКИХ ГИДОВ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Яков Зяблицкий, совсем молодой, но уже опытный инструктор, — один из лучших на Алтае. Кажется, он знает каждую реку, каждую гору, каждую тропку в лесу. Ведь на маршруте в тайге, на воде, в горах он должен обеспечить безопасность группы, не допустить болезней и травм. Он учит горожан походному быту и основам выживания в путешествии. Для туристов он сразу проводник и экскурсовод, повар и врач, аниматор и сказитель, он знает историю и повадки каждого зверя. Из года в год, уже более десяти лет Яков водит приезжих в пешие, конные, водные маршруты, становясь для них в буквальном смысле нянькой и родным отцом на 24 часа в сутки. И про запас у него припрятано с миллион фирменных баек и еще больше историй о забавных, часто нелепых приключениях туристов в дикой природе. Как они сжигают обувь в костре и ищут электричество в таежных дебрях, верят в кровожадных сусликов и когтистых буренок, едят сладкую гречку и пугаются обычных пеньковых веревок.

Яков встречает меня у кафе, садится напротив, заказывает кофе. Сцепив пальцы, внимательно смотрит на меня. В темных глазах мне мерещатся озорные искорки.

Самый страшный зверь Алтая

На мой вопрос о байках и розыгрышах Яков, радостно улыбаясь, сразу вспомнил легенду о самом страшном животном Горного Алтая, которую непременно, делая страшные глаза, инструкторы рассказывают каждому туристу. Невероятно, но героем истории стал не скрытный снежный барс, не хитрая гремучая змея, не огромный медведь, а мелкая емуранка — небольшой степной суслик, которого Даль окрестил земляным зайчиком. Якобы в голодный год эти зверьки, которые часто не боятся человека и бесстрашно сидят светло-коричневыми столбиками возле своих нор, тараща глазищи на туристов, становятся необычайно агрессивными. Их боится даже хозяин тайги — бурый медведь. Собираясь огромными стаями, емуранки наступают на хищника, загоняя его в угол — к скале или большому дереву. И вот, когда трясущийся от страха косолапый уже забился под разлапистую ель, грызуны окружают его, выстраиваясь в цепь, и начинают водить хороводы. В итоге медведь, вес которого часто достигает тонны, теряет равновесие и, закатив глаза, падает. Кровожадные емуранки тут же его поедают.

Впрочем, это безобидное животное и в самом деле бесстрашно — в интернете можно увидеть множество роликов, запечатлевших зверька на пороге норы в нескольких метрах от туриста с видеокамерой или смартфоном. Зверек лениво посматривает на пришельца, сложив на брюшке короткие лапки, и чуть ли не жмурится, греясь на припекающем солнышке. Может быть, именно эта безрассудная храбрость грызунов позволяет людям верить в их мнимую кровожадность. Или все дело в доверчивости горожан, которые просто не представляют, чего им ожидать от диких земель Алтая.

Коровы с когтями

-2

При этом, доверительно понижает голос Яков, иностранные туристы более наивны, чем наши. И если гости из России еще усомнятся в правдивости части историй, то эти верят каждой небылице. «Простодушные, как дети», — говорит про них Яша.

Во время сплавов по бурным рекам, многодневных переходов через тайгу на горных склонах мелькают пестрые пятнышки коровьих стад. Часто они пасутся сами по себе без присмотра пастуха. «Как они забираются на такие кручи?» — изумляются заграничные гости. «Да у нас порода коров особая, алтайская горная, — отвечает обычно Яков на такой вопрос. — У коров таких в копыта когти встроены, чтобы цепляться за неровности скал и почвы и не сорваться в обрыв или пропасть». Верят до такой степени, что несчастным инструкторам, которые в итоге сознаются, что рассказ о когтистых буренках — всего лишь выдумка, приходится такую корову ловить и наглядно демонстрировать ее копыта. «Но ведь как-то она по горам действительно шастает, значит — когти», — упираются иностранцы, требуя доказательства их отсутствия.

Белая лошадь

-3

Особые легенды-небылицы припасены у инструкторов и для подрастающего поколения, которое известно своей тягой к ночным посиделкам большими компаниями и влюбленными парочками.

Чтобы не караулить детишек всю ночь, еще на базе им рассказывают легенду о призраке белой лошади. Когда-то, давным-давно близ Манжерокского озера люди заплутали в лесу. Зайдя в самую чащу, они увидели красивую белую лошадь, что смотрела на них огромными доверчивыми глазами. Наперебой восхищаясь красотой и статностью животного, они гладили ее шелковистую гриву и морду, которой она доверчиво тыкалась людям в ладони. Однако спустя какое-то время заблудившиеся сообразили, что темнеет и пора искать дорогу назад. Развернувшись, они пошли прочь, оставив животное.

Огорчившись, белая лошадь громко заржала и, тряхнув головой, попятилась прочь. Она пятилась, пока не угодила в бездонное болото, в котором и утонула. И вот с тех пор, говорят инструкторы, призрак лошади бродит близ этих мест после наступления темноты, выслеживая одиночных туристов, и утаскивает их за собой в болото.

Поведав ребятам эту страшилку, инструктор отправил их по палаткам спать, а сам ушел к себе. Утром на сплаве мальчишки и девчонки смотрели на него красными глазами, кто-то сидя засыпал прямо в рафте. Удивляясь, он оглядывал своих подопечных, пытаясь сообразить, что же произошло. Оказывается, ночью неугомонные дети, взяв фонарик, отправились смотреть призрака. А на территории базы, смеется Яша, живет светло-серая лошадь, которая в темноте выглядит очень даже белой. Когда на животное упал рыщущий по окрестностям луч фонарика, она испуганно заржала в полный голос, вскидывая морду. Учитывая, что той ночью было еще и туманно, впечатление от увиденного было колоссальным: ребята пришли в ужас. Толкая и опрокидывая друг друга, они ринулись подальше от зловещего «призрака», забились в одну палатку, где и просидели до рассвета, не смыкая глаз.

На ночь глядя, или Где ночуют змеи

-4

Вечером где-нибудь в таежных дебрях, когда туристы, очумевшие и осоловелые от непривычных забот трудного дня, в полудреме сидят возле костра, приходит время традиционного розыгрыша. Обычно Яков или кто-то из его коллег рассказывает о повадках змей, которых, надо отметить, в Горном Алтае немало. Есть среди них и ядовитые. Змеи, говорят они почти засыпающим гостям, очень любят забираться в тепло, под палатки. Ложась спать, человек может придавить такую гостью. Тогда, громко шипя, змея, вихляя всем телом, старается выбраться. Хорошо если ткань палатки толстая, а то ведь может и укусить. И все это гиды рассказывают с каменным лицом, серьезным, почти трагическим голосом.

Наступает неестественная тишина. Люди задумываются. А инструктор тем временем замечает, кто из группы особенно впечатлен рассказом. Чаще всего это холеные девочки, для которых даже укус комара может стать трагедией века. Кто-нибудь из инструкторов незаметно отходит от общей компании, чтобы просунуть длинную веревку под палатку тех, кого решено разыграть. Все ложатся, костер гаснет. Люди начинают засыпать… И тут не знающие устали инструкторы крадутся к выбранной палатке и, ухватившись за торчащие концы той самой веревки, начинают медленно шевелить ее, имитируя движения выбирающейся змеи…

Реакция у людей самая разная. Яков стыдливо опускает глаза и признается, что, бывало, девчонки вместе с палаткой убегали в лес, приходилось потом долго извиняться. Такой вот веселый народ эти инструкторы. «Мы ведь не со зла, мы просто любим розыгрыши», — словно бы оправдываясь, говорит Яков, лукаво улыбаясь. И сразу закрадывается мысль, а не замыслил ли он какой-то новый розыгрыш прямо здесь, в кафе?