Найти тему
Мортиша Нуар

Пётр и Феврония - святая любовь или очередной обман?

Сегодня, 8 июля, Россия отмечает день любви, семьи и верности. Нужно ли уточнять, что данный праздник был "изобретён" в пику полюбившегося всеми Дня святого Валентина?

Как только святой Валентин вместе с Амуром, сердечками и валентинками покорил сердца жителей России, так сразу и послышался шёпот - зачем нам Валентин, если у нас есть свой день всех влюблённых и свои святые - Пётр и Феврония.

Идея витала несколько лет и в 2005 году в Волгограде прошёл праздник «День Святых Петра и Февронии Муромских. Российский день влюблённых». В 2006 году уже в Муроме собирали подписи под призывом объявить 8 июля днём семьи. В итоге 8 июля 2008 года прошёл первый всероссийский праздник, получивший название "День семьи, любви и верности".

О Петре и Февронии мы знаем из «Повести о Петре и Февронии Муромских». Однако сразу нужно отметить - повесть была составлена лишь после их канонизации, а произошло это более чем через 300 лет после смерти. В виду исключительной легендарности, житие Петра и Февронии даже не внесли в Великие четьи-минеи. Более того, сам жанр повести не соответствует ни агиографическому (изучение жития святых), ни историческому, по факту это просто сказка.

Таким образом, говорить о достоверности данной повести не приходится.

И всё же, давайте посмотрим о чём же нам рассказывает данная повесть.

У Петра был брат Павел и вот однажды к жене Павла начал являться огненный змей, который, принимая образ Павла, желал соблазнить её. В один из дней Пётр обнаружил у своей снохи за столом Павла, однако Пётр точно знал - Павел только что был в другой комнате. Поняв что перед ним огненный змей, Пётр убил его. Но кровь змея обрызгала Петра и тот заболел проказой.

Тщетно пытался Пётр найти исцеление - излечить проказу никому не удавалось. Но вот однажды во сне Петру открылось, что в селе Ласково Рязанской земли живёт бортник, добывающий дикий мёд и есть у этого бортника дочь по имени Феврония. Во сне было сказано, что только Феврония сможет исцелить будущего князя.

Пётр отправился на поиски и очень быстро нашёл и бортника и дочь его Февронию. Не стала Феврония просить за лечение денег, цена оказалась совершенно иная - она потребовала чтобы Пётр женился на ней. В отчаянии Пётр пообещал взять Февронию в жёны, однако после того как лечение было окончено, он взял своё слово назад и уехал, оставив Февронию ни с чем.

Но Феврония была хитра и находчива, она понимала что будущий князь едва ли сдержит слово и женится на простолюдинке, поэтому она оставила несколько струпьев на теле Петра и проказа в скором времени вновь вернулась.

В итоге Пётр был вынужден жениться на Февронии, а за это она его полностью исцелила.

Когда же пришла пора Петру принимать наследство и становиться князем, бояре потребовали от него отказаться либо от княжества, либо от жены, т. к. она своим видом оскорбляет знать. Пётр выбрал Февронию и вместе они отбыли на кораблях по Оке. Но тут нужно отметить - в Повести нет ни слова о том, что Пётр предпочёл Февронию из-за большой любви, о чём нам так любят рассказывать в вольных пересказах Повести. На самом же деле Пётр просто-напросто не хотел нарушать Божьи заповеди, в которых сказано, что выгнавший жену свою, которая не была обвинена в прелюбодеянии и женившийся на другой, сам становится прелюбодеем.

Через некоторое время, после склок и драк за княжество, бояре попросили Петра вернуться обратно. Пётр согласился, но, конечно же, с условием, что Феврония останется с ним. Так и стала Феврония княгиней. Своей мудростью и добротой Феврония в итоге завоевала любовь горожан.

В старости же Пётр и Феврония приняли монашество и поселились в разных монастырях. Молились Давид и Ефросиния (такие имена они взяли себе после пострига) о том, чтобы умереть им в один и тот же день. Так и произошло. 25 июня по старому стилю (8 июля по новому) 1228 года, Пётр и Феврония умерли в один день и час. Правда и тут нужно отметить одну любопытную деталь. Зачастую смерть Петра и Февронии описывают как произошедшую в один день и час без ведома друг друга, мол такая была сила любви, что души не сговариваясь вместе отбыли в мир иной, однако в Повести рассказана несколько иная история. Когда Пётр почувствовал приближение смерти, он послал гонцов к Февронии, которые и сообщили ей что Пётр умирает. Однако Феврония не торопилась, она "шила воздух в святую церковь". В итоге лишь третьим гонцам Феврония ответила, что готова умирать.

Желая быть похороненными вместе, Пётр и Феврония заранее подготовили один на двоих гроб, в котором тела отделялись лишь тонкой перегородкой. Однако, учитывая монашеские звания усопших, их похоронили в разных обителях. Но уже на следующий день тела чудесным образом оказались вместе, в том самом гробу, который был подготовлен ими для себя. Вновь люди попытались разлучить тела и разнесли их по разным гробам. Но и во второй раз Пётр и Феврония неведомым образом оказались в своём общем гробу. Больше никто не пытался разлучить их.

Кстати, нельзя не отметить странность - Пётр и Феврония настолько не хотели разлучаться, что даже после смерти дошли до своего совместного гроба, но при этом же они провели последние годы своей жизни отдельно друг от друга и сделали это абсолютно добровольно.

Более 300 лет спустя, в 1547 году, Пётр и Феврония были канонизированы. И, как говорилось ранее, уже после канонизации, митрополит Макарий поручил иноку Ермолаю написать повесть об их житие. Однако в итоге получилась самая настоящая сказка об огненном змее и мудрой деве.

Сейчас идут ожесточённые споры, достойны ли Пётр и Феврония быть символом семьи, любви и верности. Одни, исходя из всё той же повести говорят, мол Феврония была обычной шантажисткой, ведь именно шантажом она заставила Петра жениться на ней. Помимо этого, раз Феврония исцелила Петра, значит она была кем-то вроде колдуньи (церковь, конечно же, говорит, что Феврония лечила не магией, а с помощью силы Господа, которую черпала, живя по законам Божьим) . А Пётр, в свою очередь, был обманщиком и не держал своего слова, ведь излечившись нарушил обещание и уехал от Февронии.

Также многим непонятно, как же бездетная пара может быть символом семьи - ведь в Повести нет ни слова о рождении детей у Петра и Февронии. К тому же, чтобы принять постриг, супругам необходимо было развестись. Таким образом, символом семьи стала бездетная, разведённая пара.

Другие же утверждают, главное что они искренне любили друг друга, да так сильно, что даже после смерти их тела нашли друг друга и легли в один общий гроб.

-2

Но спор, если честно, какой-то нелепый получается. Дело в том, что князь Пётр и жена его Феврония, с огромной долей вероятности, не более чем народная легенда. В летописях нет упоминания о муромском князе Петре, однако известно, что с 1205 по 1228 год в Муроме княжествовал Давыд Юрьевич со своей супругой. В 1228 году князь не умер, а принял постриг с именем Петра. О супруге Давыда известно лишь то, что звали её Ефросиния. Таким образом, не удивительно, что именно Давыда и Ефросинию отождествляют с Петром и Февронией. Правда у Давыда и Ефросинии было трое детей. И, конечно же, ни о каком чудесном исцелении Давыда от проказы нигде не упоминается, равно как нет упоминаний об его битве с огненным змеем.

Также стоит упомянуть, история Петра и Февронии не про любовь, а про служение Богу и благочестие. Правда, в глазах церкви именно это и является главной добродетелью, любовь тут отходит далеко на задний план. Не за верность ведь Петра и Февронию канонизировали, а именно за соблюдение заповедей и заветов.

Но сегодня история Петра и Февронии - красивая сказка о великой любви, которая уже давно не имеет ничего общего даже и с самой Повестью о Петре и Февронии, написанной много веков назад.

Есть красивый миф об Орфее и Эвридике, а есть сказка о Петре и Февронии. Истории о любви всегда были, есть и буду, пусть даже все они не более чем вымысел.

Таким образом, история о Петре и Февронии, конечно же, не обман, это самая обычная сказка середины 16 века, пересказанная множество раз и превратившаяся в итоге в красивую историю любви.

Но как ни крути, а наш день Семьи, любви и верности не более чем ответ развратной Америке с её Днём святого Валентина. Просто у них "влюблённые", а у нас скрепы.