Австрийский автогонщик и инженер Вольфганг Денцель после окончания Второй мировой войны начал строить собственные спортивные автомобили, используя, как и многие другие, агрегаты Volkswagen. Уже к концу 1940-х годов автомобили Денцеля неплохо зарекомендовали себя в конкурентной борьбе на гоночных трассах с машинами другой австрийской компании (также связанной с Volkswagen) под названием Porsche!
«Благодаря» тесным связям Volkswagen и Porsche, контракты Денцеля на поставку агрегатов VW действовали недолго и вскоре австрийцу «перекрыли кислород». Зачем было Volkswagen поддерживать, хоть и скромного, но все же реального конкурента родственной компании Porsche.
Первоначально автомобили именовались по инициалам создателя WD – Wolfgang Denzel, однако в 1957 году для лучшей узнаваемости название сменилось на Denzel. Хотя обычно упоминается, что автомобили Denzel имели двигатель Volkswagen, справедливости ради необходимо отметить, что от VW там оставался только картер. Денцель использовал новые коленвалы, шатуны, поршни, доработанные головки блока цилиндров и выпускные системы. Модифицированные двигатели Denzel-VW Flat-4 с воздушным охлаждением выдавали 65 – 70 л.с. (при фольксвагеновских 29-ти), что в сочетании с алюминиевым кузовом весом всего в 580 кг, позволяло биться на равных с самыми серьезными соперниками на гоночных трассах.
В 1954 году на автомобиле WD Denzel в версии 1300 Super Sport была одержана победа в ралли Coupe des Alpes (Alpine Rally), причем за рулем был сам Вольфганг Денцель. Знаменитый Стирлинг Мосс на автомобиле Sunbeam Alpine занял в той гонке только 10 место. В том же году другой WD Denzel с американским экипажем занял очень приличное 12 место в абсолютном зачете 12-часовой гонки в Себринге. Все было не плохо, но конкурировать с крупными концернами всегда тяжело, поэтому производство маленьких спортивным машин Денцеля завершилось в 1959 году на отметке приблизительно 300 экземпляров – затраты на производство были слишком высоки. Однако, предприимчивый австриец остался в индустрии, став одним из крупнейших автомобильных импортеров в Австрии, чем Wolfgang Denzel AG остается и по сей день.
Доподлинно неизвестно сколько Denzel сохранилось, называется примерная цифра в 30 WD Denzel, что делает их гораздо более редкими, чем гоночные Porsche 356, с которыми они соперничали. Сегодня марка WD Denzel практически не известна широкой публике. Однако, внешнее сходство с Volkswagen и Porsche в сочетании с собственным уникальным характером, гарантируют интерес к автомобилю где бы он не появился.
Представленный на фотографиях WD Denzel 1300 1955 года выпуска представляет особый интерес, поскольку фактически был построен дважды: с разными кузовами и двигателями! История началась со случайной встречи богатого португальского аристократа Антонио Гедеса Эредиа с Вольфгангом Денцелем, которая привела к созданию импортера Denzel в Лиссабоне в 1953 году. На этом автомобиле Эредиа лично участвовал в гонках на территории Португалии, причем вполне успешно, например, занял первое место в классе на ралли Сан Педро де Моэль в 1956 году. В 1959 году автомобиль был доставлен на завод Denzel для масштабной модернизации с заменой кузова и двигателя на более современные! Новый двигатель также получил усовершенствованную систему охлаждения для эффективной борьбы с португальской жарой.
Отличный пример редкого автомобиля. Один из немногих сохранившихся. И довольно симпатичный!
Сергей Клюшниченко