Найти в Дзене
Основной аэродром

Авиационный детектив: могла ли (теоретически) армия Джорджа Вашингтона в 1775 году «контролировать воздух»

Оглавление

4 июля США отмечали свой главный праздник — День независимости. Это сопровождалось военным парадом в Вашингтоне и речью действующего президента Дональда Трампа. Не забыл Трамп в своей речи упомянуть и авиацию … армии США времён войны за независимость. Чем немало позабавил всех, кто мало-мальски разбирается в истории.

«Джордж Вашингтон готовит свой самолёт к боевому вылету». Раритетная фотография. Фото: Public domain
«Джордж Вашингтон готовит свой самолёт к боевому вылету». Раритетная фотография. Фото: Public domain
Континентальная армия пережила тяжелую зиму в Вэлли-Фордже, обрела славу у вод Делавера и одержала победы у Корнуола и Йорктауна. Наша армия контролировала воздух, удерживала крепости, брала штурмом аэропорты, делала все, что должна была.
Дональд Трамп, 4 июля 2019 года.

А в теории?

Оставлю в стороне безусловное несоответствие этих слов и реальных событий. В интернете хватает различных комментариев и без меня. Лучше попробую ответить на вопрос из разряда альтернативной истории — а могла ли теоретически революционная армия США под командованием Джорджа Вашингтона использовать какие-либо летательные аппараты в годы войны?

Война за независимость или Американская революция охватывает период с 19 апреля 1775 года по 3 сентября 1783 года. Очевидно, что ни самолётов, ни дирижаблей в это время ещё не было. А первый планер, способный поднять человека в воздух, британский изобретатель сэр Джордж Кейли построит лишь в 1853 году, хотя эскизы этого летательного аппарата были сделаны шведом Эммануилом Сведенборгом ещё в 1714 году.

Воздушный шар братьев Монгольфье. Гравюра, 1783 год. Фото: Bibliothèque nationale de France, Public domain
Воздушный шар братьев Монгольфье. Гравюра, 1783 год. Фото: Bibliothèque nationale de France, Public domain

Остаются воздушные шары. Казалось бы — первый шар братьев Монгольфье поднялся в воздух 5 июня 1783 года, до окончания войны. Вот только этот полёт был лишь с грузом. А с пассажирами аэростат взлетел уже 19 сентября того же года. В корзине находились баран, петух и утка. Тем не менее, отмечу тот факт, что в США на момент окончания войны знали о существовании воздушных шаров. Бенджамин Франклин, Джон Адамс и Джон Джей, находившиеся тогда в Париже для заключения мирного соглашения между Великобританией и США, видели полёты аэростатов братье Монгольфье и писали о них в письмах на родину.

Кто был первым на практике?

Первыми на практике использовали техническую новинку сами французы. В 1784 году в битве при Флёрюсе в ходе войны между Австрией и Первой французской республикой воздушный шар l'Entreprenant (в переводе с французского — предприимчивый, смелый) был использован в бою. С помощью аэростата корректировался артиллерийский огонь и отдавались приказы войскам. Это сыграло ключевую роль в сражении и обеспечило французам победу.

Ну а первой воздушной бомбардировки с аэростатов пришлось ждать до 1849 года. В Венеции вспыхнуло восстание против власти Австрийской империи, войска которой в ответ осадили город. Чтобы сломить боевой дух защитников и разрушить укрепления, лейтенант артиллерии Франц фон Юхатик предложил использовать неуправляемые аэростаты. Их запускали по ветру в сторону Венеции. В заданный момент времени срабатывал часовой механизм, и шрапнельный заряд сбрасывался на цель. Особой эффективностью такие бомбардировки не отличались, но стали первым применением летательного аппарата для атаки наземных целей с воздуха.

Воздушный шар l'Entreprenant во вреимя битвы при Флёрюсе. Гравюра. / Воздушная бомбардировка Венеции. Гравюра. Фото:  National Air and Space Museum, Smithsonian Institution / книга "Les Merveilles de la Science: Aerostats", 1868 год
Воздушный шар l'Entreprenant во вреимя битвы при Флёрюсе. Гравюра. / Воздушная бомбардировка Венеции. Гравюра. Фото: National Air and Space Museum, Smithsonian Institution / книга "Les Merveilles de la Science: Aerostats", 1868 год

Ответ на вопрос из заголовка статьи будет однозначным — нет, армия Джорджа Вашингтона во времена войны за независимость США никоим образом не могла «контролировать воздух». Первые примеры использования аэростатов в армии США относятся к 1861-63 годы и пришлись на Гражданскую войну. Надеюсь, что это небольшое полушуточное расследование позволило вам узнать или освежить в памяти интересные факты из истории сотрудничества воздухоплавания и армии.

Спасибо за внимание, дорогой читатель!

P.S. На первом фото — неизвестный мужчина в костюме Джорджа Вашингтона стоит возле трёхмотороного транспортного самолёта Stinson SM-6000 Airliner авиакомпании Ludington Lines, ориентировочно 1937 год.

_________________________
Ставь лайк и подписывайся на канал, чтобы не пропустить интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен!
Есть предложения, вопросы или замечания? Пиши в комментариях или на редакционную почту — main.aerodrome@gmail.com