Наталья Дмитриевна Шаховская не была в Сибири, но мне кажется, что судьба её тоже достойна внимания и памяти.
Когда начинаешь перечислять великих людей, связанных с ней, становится даже страшновато… Дед её - Михаил Михайлович Щербатов, крупнейший деятель российского Просвещения, автор «Истории Российской от древнейших времён» (и сам прямой потомок Рюриковичей), мать - родственница знаменитой княгини Екатерины Романовны Дашковой, кузен, вместе с которым воспитывалась, – Пётр Яковлевич Чаадаев...
По свидетельству современников, была она исключительной красавицей. К сожалению, портрет работы А.А.Васильева (он в начале статьи) лишь предположительно является её изображением, а на единственно достоверном её портрете работы В.Гау (будет во второй статье) она представлена уже немолодой женщиной, пережившей страшную трагедию.
А пока у юной Наташи Щербатовой толпа поклонников, и среди них – А.С.Грибоедов и И.Д.Якушкин.
Про увлечение Грибоедова известно не так много. Бытует мнение, что именно у Наташи взял автор «Горя от ума» некоторые черты характера для своей Софьи. А вот увлечение Якушкина, опять же, по мнению некоторых исследователей, имеет нечто общее со страстью Чацкого. Во всяком случае, оно едва не довело будущего декабриста до самоубийства! Так, он писал брату Наташи: «Впервые, когда я говорил ей о себе, в момент исступления: разве не должна она была быть ошеломлённой моим непредвиденным натиском, стремительностью человека, почти одержимого? Может ли она упрекнуть себя, как в слабости, в том, что совсем не сопротивлялась человеку, который был исступлён столькими различными чувствами, которые, соединившись все, сделали его на миг ненормальным?» (вспомним грибоедовское «вот не хотя с ума свела»!) Сама же Наталья писала брату: «Ах, если бы ты мог видеть Якушкина! Его отчаяние, его страсть, отсутствие великодушия!».
Впрочем, она не была бездушной кокеткой. И сумела пожалеть незадачливого поклонника, написав ему проникновенное письмо: «Надо ли мне напоминать обещание, которое вы мне дали в письме? Надо ли настаивать на его выполнении? Живите, Якушкин!.. Имейте мужество быть счастливым и подумайте о том, что от этого зависит счастие, спокойствие и самое здоровье Телании [зашифрованное имя Наталии]. Уезжайте, Якушкин! Это необходимо! Покиньте эти места, которые могут вам напомнить только печаль и горе. Вернитесь к тем, которые связаны с вами узами крови и любви. К ним направьте всю вашу привязанность. Проникнитесь сыновним чувством, столь сладостным и освященным, которое прольет спасительный елей на ваше израненное сердце». Якушкин действительно искал, «где оскорблённому есть чувству уголок». И пока нашёл его в тайном обществе.
Меланхолический Якушкин,
Казалось, молча обнажал
Цареубийственный кинжал...
Эти строки А.С.Пушкина известны, наверное, всем, но ведь многие решение Якушкина пойти на отчаянный поступок объясняли тем, что он «в мучениях несчастной любви ненавидел жизнь».
Потом он женится, и былая любовная история явно отразится на судьбе его юной жены… Впрочем, об этом позже.
А Наташа вскоре вышла замуж. И не за Молчалина или Скалозуба, и не за Дмитрия Нарышкина, брака с которым желал её отец, а за другого Чацкого – Фёдора Шаховского. «Много ума, возвышенная душа, превосходное сердце. Маленькие заблуждения молодости дали ему опыт; его голова созрела, у него достаточно разума, чтобы сознаться в безумствах, которые он совершил», - писала она брату о будущем муже.
Кто он? Тоже аристократ, считавший себя прямым потомком Рюрика. Вступивший в службу в начале 1813 года, 17-летний тогда князь участвовал в заграничном походе русской армии, дошёл до Парижа… По возвращении в Россию сблизился с будущими декабристами. «В 1815 году, - отвечал он на вопросы следствия, - я узнал от Матвея Муравьёва [Апостола] о намерении некоторых лиц составить общество". В 1816 году возникает Союз Спасения, затем на смену ему приходит Союз Благоденствия (Шаховской возглавлял одну из московских его управ). Но после самороспуска Союза Благоденствия в 1821 году Шаховской отходит от дел тайного общества и одна из причин этого – его женитьба, состоявшаяся в 1819 году.
Он начинает заниматься хозяйством в имениях, полученных в приданое за женой, и переезжает в село Ореховец Ардатовского уезда Нижегородской губернии. «По приезде в деревню, — показывал он на следствии, — нашли мы крестьян в великой бедности и, желая облегчить их… положили значительный капитал, обратив часть оного на усовершенствование их хлебопашества и хозяйственных заведений». В своих имениях он ввёл много новых способов ведения сельского хозяйства, и вскоре доходы крестьян и помещика увеличились. Но именно это не понравилось соседям Шаховского. Как не вспомнить Пушкина:
Зато в углу своем надулся,
Увидя в этом страшный вред,
Его расчётливый сосед;
Другой лукаво улыбнулся,
И в голос все решили так,
Что он опаснейший чудак.
Только соседи Шаховского не просто «лукаво улыбнулись», а написали на него донос министру внутренних дел («Князь Шаховской наполнен вольнодумством и в разных случаях позволяет себе делать суждения, совсем неприличные и не могущие быть терпимыми правительством»). За Шаховским был установлен негласный надзор.
А он спокойно живёт в имении, по словам уже позднее допрошенных следственным комитетом, «никакого фактического участия в жизни общества не принимая», занимаясь самообразованием (собранная им библиотека - 1026 названий на русском, французском, английском, немецком, итальянском и латинском языках – состоит из книг по самым разным наукам: юриспруденции, философии, педагогике, изящным искусствам и т.д.). К моменту получения известия о восстании декабристов Шаховские были счастливейшей семьёй: взаимная любовь, четырёхлетний сын… О чём ещё мечтать?
Но судьба настигает и его… Только даты: 28 февраля вызван губернатором в Нижний Новгород, 2 марта явился туда, 9 марта доставлен в Петербург, с 11 марта содержался под арестом в Главном штабе, 6 мая переведён в Военно-сухопутный госпиталь, 15 мая отправлен по выздоровлении в крепость...
В «Алфавите декабристов» о Шаховском записано: «При допросе он сознавался только в том, что принят в Союз благоденствия и знал одну явную цель оного - просвещение и благотворительность... Напротив сего, как показаниями других, так и очными ставками, он уличался в том, что участвовал в учреждении Союза благоденствия и знал настоящую цель оного - введение представительного правления и что был на совещании (в 1817 году), когда Якушкин вызвался на цареубийство, предлагал, чтобы для сего воспользоваться временем, когда Семёновский полк будет в карауле, и только то и говорил, что он сам готов посягнуть на жизнь государя. После чего Сергей Муравьёв не иначе называл его, Шаховского, как тигр».
Он был осуждён по VIII разряду и приговорён к лишению дворянства и ссылке на поселение вечно (затем ссылка заменена 20-летней).
27 июля 1826 года Фёдор Шаховской был отправлен в Сибирь и поселён в Туруханске Енисейской губернии.
Продолжение – в следующей статье. Голосуйте и подписывайтесь на мой канал!
«Карта» статей на эту тему здесь
Навигатор по всему каналу здесь