Сегодня 80 лет со дня рождения Валерия Воронина - великого советского футболиста.
Все знают, что Пеле и Марадона - футбольные гении. Но далеко не все видели матчи с их участием. Так и с Ворониным. Только факты: чемпион, обладатель Кубка СССР, серебряный призер чемпионата Европы-1964, футболист, игравший в матче за бронзу на ЧМ-1966 и вошедший в символическую сборную турнира.
Если фактов мало, есть живые воспоминания. Александр Тукманов - футболист, а затем президент "Торпедо" - хорошо знал Воронина, общался с ним. Причем, в основном, после автокатастрофы, в которую Воронин попал в 1968-м. Лицо его было обезображено, ему по сути заново пришлось учиться ходить, а он еще и вернулся в футбол. Точнее, попытался...
- Мы, пацаны из торпедовского дубля, были на сборе в Хосте. И с нами тренировался Валерий Иванович, - рассказывает Тукманов. - Можно сказать, на моих глазах человек превращался из инвалида вновь в профессионального футболиста.
- Основная команда была рядом?
- Да, в Сочи. Кажется, шла подготовка к матчу Кубка Кубков с "Кардифф Сити". С нами работал тренер Владимир Горохов. Он многое сделал, чтобы Валерка - это я его так сейчас называю - смог вернуться в футбол.
- Где вы жили на сборах?
- В пансионате. Вроде бы, это была "Зеленая роща". Там же жили и отдыхающие. Конечно, Воронин был популярен у них. При том, что лицо у него было... Не его, словом. Да и на поле тоже - координации не было, он быстро уставал. Но тренер Владимир Иванович Горохов все равно его поддерживал. Воронин очень хотел попасть в сборную на чемпионат мира 1970 года. Но его так и не взяли - и он был не тот, и новое поколение выросло...
- Какой он был в жизни?
- Пижон. Стиляга. Прекрасно одевался, хорошо говорил. И чувствовалось в нем то, что называют породой.
- Когда он оказался не у дел, вы продолжали общаться.
- Да. В середине 1970-х Валерий Иванович позвал меня на выставку ЭКСПО - она проходила в Сокольниках. Я сначала отнекивался, но он меня уговорил. Поехали на моих "Жигулях".
Там была и спортивная индустрия представлена. Мы подходим к стенду "Адидас", он говорит девушке, что Воронин. Та отвечает: "Ну и что? Я вас не знаю". После этого Валерий Иванович достает визитную карточку с росчерком Хорста Дасслера - сына основателя компании. Девушка удаляется с ней в кабинет.
- И вас приглашают туда?
- Да! Валерия Ивановича приняли с почестями. Угощали немецким пивом, подарили целый хоккейный баул экипировки. Потом он подарил мне спортивный костюм, а Валерке Филатову [впоследствии - президенту "Локомотива"] - бутсы.
Знаменитый немецкий тренер Хельмут Шен приглашал Воронина в сборную мира и Европы, которую он собирал. Там и происходили знакомства.
- Он ведь и здесь со многими знаменитосятми был знаком?
- Да. Валерий Иванович был женат на девушке из ансамбля "Березка". Общался с артистами, все его любили. Ну, и он себе иной раз позволял лишнего.
- А после автокатастрофы и окончания игровой карьеры стал постепенно опускаться...
- ЗиЛ тогда поддерживал ветеранов. Многие, закончив играть на профессиональном уровне, выступали за цеховые команды. И Воронину дали такую должность - начальник команды стройцеха. Должность, в общем-то, ни к чему не обязывающая, но он всегда приходил на работу в костюме, галстуке. Да, донашивал, что осталось с тех пор, когда был среди бомонда. Но при этом все равно смотрелся стильно.
- Он был одиноким человеком?
- В общем, да. С девушкой из "Березки" они разошлись. Была у Валерия Ивановича какая-то Маша. Она его, можно сказать, подобрала. Кормила. Обстирывала. Жили они на Велозаводской улице.
- Его карьера в футболе - как будто из сегодняшних дней. Успешный, красивый, среди селебрити.
- Да-да! Знаете, у Воронина в "Торпедо" не было близких друзей, он все время смотрелся как-то обособленно. Скорее больше общался с партнерами по сборной - Численко, Яшиным. Валерий Иванович был как будто на другой орбите. Не слесарюга, понимаете? Не слесарюга.
- Несколько лет назад вы выкупили на аукционе футбольный Оскар, обладателем которого был Воронин. И не исключали, что передадите трофей в какой-либо музей. Оскар все еще у вас?
- Да, конечно. Храню его. Из музеев никто не обращался... Кстати, у меня же хранятся и серебряная медаль Воронина за Евро-1964, и его значок "Заслуженный мастер спорта". Купил это в свое время у сына Валерия Ивановича - Михаила. Он тоже нуждался в деньгах - и награды могли бы исчезнуть.
- Как сложилась судьба Михаила?
- Давно умер. Лежит с отцом в одной могиле на Даниловском.
…Есть история, что после матча сборной Европы в Лондоне, Воронина пригласили в ложу почетных гостей, где королева Англии поздравила Валерия с великолепной игрой и вручила приз как самому элегантному игроку. Пристально на него посмотрела и улыбнулась.
Убили Воронина в 1984-м у Варшавских бань в Москве каким-то тупым предметом. Возможно, пивной кружкой.