Путь приобщения к классике
Помню, как в детстве меня пытались приобщить к «богемном» миру музыки. Я посещала групповые уроки игры на фортепиано. В наутюженном платье с белым, накрахмаленным до хруста, воротником я смотрелась за фортепиано вполне гармонично. По началу у меня даже получалось. Когда аристократичная учительница просила меня прохлопать исполненную ей мелодию или сыграть собачий вальс. Собственно, на этом все и закончилось. Воображаемые яблочки отняли, а меня выпроводили, захлопнув райские двери. Как вы поняли, великого музыканта из меня не вышло.
На этом мои отношения с классической музыкой закончились. Но все-таки желание познать ее осталось, и я решила вновь окунуться в этот мир, но уже в качестве простого наблюдателя.
Маленький экспресс-курс для тех, кто далек от мира музыки, но очень хочет в нем разобраться.
Ну-с, господа, достаем свои монокли и погружаемся в архитектуру музыки.
Эпоха средневековья (VI в.- XIVв.)
Отличительная черта: Церковные мотивы везде и всюду. В тренде аскетичность и духовность.
Представители: Леонин, Перотин.
Музыка писалась в основном для церковных песнопений и ее создание ограничивалось жесткими рамками, никакого креатива и самовыражения.
Эпоха возрождения (XIV в.-XVI в.)
Отличительная черта: Время перемен и небывалого совершенства. Искусство возвращается к традициям античности, пытается вернуть утраченную самобытность и эстетику. Расцветает светская музыка во всех ее жанрах (мадригал, опера). Появляется само понятие «композитор».
Музыка этого времени звучит- умиротворенно и возвышенно.
Представители: Джон Данстейбл ,Жоскен Депре, Джованни Пьерлуиджи да Палестрина, Уильям Бёрд , Клаудио Монтеверди.
Эпоха барокко (XVII в.- XVIII в.)
Отличительная черта: Время хулиганить. В искусстве проявляется грандиозность и вычурность.
Музыка этого времени звучит эмоционально, напряженно и величественно.
Представители: Антонио Вивальди, Георг Фридрих Гендель, Иоганн Себастьян Бах, Джованни Баттиста Перголези.
Эпоха классицизма (середина XVIII в.-начало XIX в.)
Отличительная черта: Время, когда все насытились. Наступает торжество разума и образцовости.
Музыка возвращает себе античную скромность, естественность и легкость звучания.
Представители: Вольфганг Амадей Моцарт, Михаил Иванович Глинка, Людвиг Ван Бетховен, Йозеф Гайдн, Антонио Сальери.
Эпоха романтизма (конец XVIII в.- XIX в.)
Отличительная черта: Время веры в безграничную свободу и стремлению к идеалам. Чувства важнее разума.
Музыка наполнена лирикой и живостью.
Представители: Джоаккино Россини, Гектор Луи Берлиоз, Феликс Мендельсон, Джузеппе Верди, Рихард Вагнер.
Эпоха импрессионизма (конец XIX в.- начало XX в.)
Отличительная черта: Оды любви повседневности и восхищения эстетикой окружающего мира.
В музыке прослеживаются природные мотивы и гармоничность.
Представители: Клод Дебюсси, Морис Равель, Мануэль дэ Фалья.
Эпоха веризма (конец XIX в.)
Отличительная черта: интерес к социальным проблемам в реальной действительности. Сочувствие угнетенным группам населения.
Представители: Джакомо Пуччини, Руджеро Леонкавалло, Пьетро Масканьи.
Эпоха экспрессионизма (начало XX в.)
Отличительная черта: внутренний мир человека занимает пьедестал, главной целью искусства становится- выражение субъективных эмоций.
Музыка звучит дисгармонично с быстрой сменой ритма.
Представители: Рихард Штраус, Густав Малер, Антон Веберн, Арнольд Шёнберг.
Эпоха неоклассицизма ( вторая половина XIX в.- XX в.)
Отличительная черта: Воссоздание мотивов античности, возрождения и классицизма с обновленным звучанием.
Представители: Модест Петрович Мусоргский, Петр Ильич Чайковский, Сергей Васильевич Рахманинов, Игорь Федорович Стравинский, Дмитрий Дмитриевич Шостакович.
Теперь, когда все разложено по полочкам, разобраться в классической музыке гораздо проще. Главное не спешить, а наслаждаться, как искушенный сомелье чувствовать вкус каждой ноты.