История настоящего д’Артаньяна сильно отличается от того образа, который мы знаем по роману “Три мушкетера”. Этого реального человека, тоже выходца из Гаскони, звали Шарль де Батц, сеньор д’Артаньян - и он тоже был мушкетером, причем очень успешным. Успешным уже хотя бы потому, что в мушкетеры тогда принимали по блату, например, его знатных парижских друзей - а Шарль смог пробиться сам и весьма преуспел.
Шарль стал одним из доверенных лиц Людовика XIV и его первого министра кардинала Мазарини - и за свою верную службу был даже награжден постом губернатора. В 1667 году Шарль участвовал в боях с испанцами за фламандский город Лилль, который тогда принадлежал Испании - и за заслуги при осаде Лилля он был назначен начальником этого города.
Впрочем, губернаторство д’Артаньяну не понравилось, и он опять вернулся в военным делам. Но, как вскоре выяснилось, сделал он это зря. 25 июня 1673 года, во время войны французов против Голландской республики, д’Артаньян погиб при осаде Маастрихта. По словам участников осады, капитан мушкетеров был убит пулей в голову, когда командование устроило бездарную атаку по открытой местности на форты Маастрихта.
В общем, реальный мушкетер сильно отличался от главного героя романа Дюма. То же самое можно сказать и о других героях романа.
Например, Портос: был такой в отряде мушкетеров - Исаак де Порто. О другом персонаже напоминает имя Анри де Арамитц. Еще один реальный мушкетер, и в отряд он попал, так сказать, по блату – его туда пристроил дядя, капитан королевских мушкетеров Жан-Арман дю Пейре, граф де Тревиль.
У де Тревиля имелся еще один племянник, которого он тоже взял к себе в отряд – это был Арман де Селлек, синьор д’Атос. В общем, никакой не граф де Ла Фер, а тоже родственник, которого удалось выгодно пристроить. Впрочем, как оказалось, не очень выгодно – синьор д’Атос был убит на дуэли, еще до того, как д’Артаньян поступил в мушкетеры.
Одним словом, Атос, Портос и Арамис действительно были – но они не имели ничего общего с героями Дюма.
Персонажи и характеры мушкетеров писатель придумал. Точно так же, как он придумал образ жены галантерейщиков – Дюма придал ей черты своей любовницы Белль Крельсамер.
Дюма писал исторический роман, наполняя его своими собственными фантазиями, образами, представлениями – и за это многие его ругали. Говорили, что это вообще не литература, а так – что-то вроде развлекательного чтива в газетах для низших классов.
Высоколобые критики обозвали приключения д’Артаньяна “лучшем в мире из плохо написанных романов”. Но читателям нет дела до этих презрительных оценок – “Три мушкетера” вот уже полтора века выходят огромными тиражами, причем этот ажиотаж возник еще при жизни Дюма.
Только с 1870 по 1894 годы во Франции было продано 3 миллиона его томов и 8 миллионов его публикаций в газетах – романов-фельетонов с продолжениями. И “Трех мушкетеров” называют самой читаемой книгой после Библии.