В этой статье я хочу лишь рассказать про свой опыт и опыт моих знакомых, мне будет интересно в комментариях прочитать мнения работающих учителей, либо тех, кто имеет педагогической образование, но работает не по специальности. Я сама имею два педагогических образования, но не работаю в государственной школе по многим причинам (основные я описала в статье), но при этом у меня довольно много знакомых, которые попробовали работать по специальности, но не проработали и 4 лет. Почему же молодые учителя не хотят идти в школу?
1. Отношение сверху.
Когда я говорю о проблемах учителя, то иногда слышу в ответ слова всем известного нам человека: «Учитель - это призвание, за деньгами нужно было идти в бизнес». Не будем поднимать вопрос о том, что и бизнесменам у нас довольно нелегко, но зачем тогда это лицемерие и разговоры о том, что власть волнуется за современное образование? Говорите честно, что всем плевать на качество образования, всем плевать на жизнь учителей. Все говорят об изменениях лишь для галочки, но не для того, чтобы что-то улучшить.
2. Слабая юридическая защищенность.
Сейчас все знают, что если что происходит, то виноваты школа и учителя. Родители жалуются в департамент, разрешают ребенку хамить учителям, считают нормальным звонить по вечерам, чтобы обсудить личные успехи своих детей. При этом учитель не имеет права принимать каких-то ответных действий. Если кто-то из детей на перемене будет бежать и поскользнется, то виноват будет учитель. Если ученики захотят собраться классом и ограбить магазин, виновата будет школа. Защититься как-то будет практически невозможно, хотя всем очевидно, что такую ответственность не могут нести только учителя.
3. Маленькая зарплата.
Это, наверное, одна из самых важных причин в современном мире. Безусловно, понятие «много/мало денег» довольно размытое. Для всех есть свои пределы, но на мой взгляд, есть все равно какой-то критерий, по которому можно определить маленькая зарплата или нет. Я считаю, что если человек работает, то он может себе позволить путешествовать, может позволить купить бытовую технику, может позволить пройтись по магазинам и купить то, что ему нравится. В основном работникам школы приходится выбирать, что важнее купить в этом месяце: новую куртку, новый холодильник или отложить на путешествие. Я отдаю себе отчет, что эта проблема касается не только школы, а многих сфер, но нельзя говорить о повышении качества образования, когда учитель получает меньше, чем продавец-консультант.
Пример из жизни: Две молодые учительницы (с обеими я близко знакома), которые вот только недавно закончили обучение и пришли работать в школу. Нагрузка огромная: уроки, проверка тетрадей, подготовка к ЕГЭ, классное руководство, внеклассная работа, горы документов. Именно они будут нести ответственность и материальную, и уголовную. Но при этом ни у одной из них нет зарплаты даже в 20 тысяч. Да, это не Москва, но разве это что-то меняет. Я жила в нескольких регионах России, один из которых Санкт-Петербург, и могу сказать, что цены отличаются от столичных всего лишь на несколько десятков, сотен рублей, но никак не в 3-4 раза. О каких путешествиях ил покупках идет речь, когда с этих 15-18 тысяч нужно заплатить за квартиру, за еду, за проезд. Уже не буду говорить, что это хотя бы девочки без детей.
4. Бумажных дел мастер.
Учитель за 1 год заполняет невероятное количество документов. Буквально на каждое действие необходима бумажка с подписями, необходимы списки, планы, программы, разрешения и прочее. Очевидно, что на все это необходимо время. При этом вся остальная нагрузка тоже не снимается, нужно вести уроки, проверять тетради, готовить мероприятия.
Я помню, что когда мы учились и у нас была практика в школе, мы тратили почти целый день, чтобы подготовить 1 урок. Этот урок должен был подходить под все стандарты, учитывать разный уровень учеников. Нельзя было просто сказать: «Дети, открываем учебник, делаем упражнения», нужно было придумать презентацию, подготовить такие задания, которые будут интересны детям конкретного класса. Только за такие уроки нам ставили пятерки и именно такие уроки любили сами ученики. Многие могут сказать, что в реальной школе так почти никто не делает и ничего. Действительно, у современного учителя просто на это все нет времени. От такой нагрузки страдают не только сами учителя, но и ученики, которые скучают на уроках. Соответственно, многого ждать от современного образования не приходится.
5. Один за всех.
Отдельным пунктом хотелось бы вынести то, что сейчас многие родители считают, что ребенок в школе сможет научиться всему, а значит дома не следует уделять внимание воспитанию и развитию. Но это все равно что прийти к врачу, жаловаться на больной желудок и неэффективное лечение, при этом знать, что не соблюдается определенная диета. Врач может лишь давать рекомендации, говорить о необходимых мерах, но он не сможет контролировать пациента круглосуточно. Точно так и с воспитанием. Если дома считается нормой хамить, или не выполнять какие-то обязанности, или не читать книги, то учителя могут провести 100 классных часов, бесед и уроков, но они будут бессмысленными.
Спасибо, что дочитали до конца
❗❗❗
👉Не забудьте подписаться на канал 👈