Найти тему
Большая перемен@

Цифровая школа поколения Z

Оглавление

Текст для конкурса «Большая перемен@»
Автор
Анастасия Ржевская

Быть педагогом в наше время и шагать в ногу с современными технологиями приходится каждому педагогическому работнику. Все больше и больше возникает технологий и приемов обучения. И наряду с этим тема цифровизации актуальна, но вызывает огромное количество вопросов. В данной статье попробуем ответить на вопрос: что учителя думают о цифровизации?

Все люди должны развиваться
Сквозь сайты и ссылки в сети.
Искать, фильтровать, пресмыкаться
Кажись, человеком расти!
Чтоб человек с сожалением видимым,
С большого цветного экрана,
Посетовал — люди «слепые»,
Ведь им информации «мало».
А каменный век исчезая,
Не создал железные трубы.
Эрозия труб не святая,
Ума не приносит людям.
И цифры с бумагой ничтожны,
И Русь, от края до края,
В бараках читает с «Айфонов»,
Что присылают с Китая.
Зачем в Европу нам ехать?
До Крыма уже не добраться...
Посмотришь, о чем в интернете
И знающим будешь казаться!
Заменит ли Интернет человека?
Вопрос поднимаем не малый!
Живого общения, эмоций и смеха —
Не думаю, так не считаю!

Стихотворная цитата учителя и воспитателя Анастасии Ржевской.

Для того чтобы разобрать вопрос о цифровизации мною было:

  1. Проведено несколько педагогических советов и родительских собраний;
  2. Подготовлены доклады, презентации, выступления;
  3. Изучено немалое количество статей, выпусков, семинаров, лекций и видеолекций. В том числе видеолекции на темы:
  • «Медиабезопасность»;
  • «Клиповое мышление»;
  • «Поколение Z».

Рассмотрим вкратце.

Медиабезопасность

Данная видеолекция раскрывает суть эффективного взаимодействия между школой и родителями в вопросах организации медиабезопасности детей. В ходе видеолекции рассматриваются основы международного и федерального законодательства в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью, репутации, нравственному, духовному и социальному развитию. Освещаются актуальные вопросы влияния современных информационно-коммуникационных технологий на образ жизни, воспитание и личностное становление подрастающего поколения.

Клиповое мышление

Практически всем педагогам, работающим с современными учащимися, приходится сталкиваться с клиповым мышлением. Именно на него ссылаются педагоги, когда возникают проблемы с обучением и восприятием информации. Все чаще задаются вопросы: что это за мышление такое? Почему оно создает столько проблем подросткам и педагогам? Анализ ситуации, сложившейся в обществе и в системе образования, позволяет сделать вывод, что клиповое мышление характерно для большого количества детей, и необходимо найти пути и возможности грамотного его применения как в образовательном процессе, так и во всех жизненных ситуациях. Данная видеолекция позволяет рассмотреть особенности клипового мышления, изучить влияние клипового мышления на успеваемость учащихся, наметить пути профилактики развития клипового мышления, раскрывает формы, методы и приемы, формирующие мыслительные процессы как средства борьбы с клиповым мышлением.

Поколение Z

Для осуществления эффективного педагогического процесса необходимо взаимопонимание, общая цель у педагога и учащегося. Сейчас в российском и в мировом сообществе активизировались диалоги о поколениях. Теория поколений впервые была описана в 1991 году американцами Нейлом Хоувом и Уильямом Штраусом, которые проверяли ее на жителях США вплоть до 1900 года рождения. В основу теории поколений Хоув и Штраус положили мысль о том, что поведение человека зависит от того, в каких условиях он жил и воспитывался до 12—14 лет. Именно до этого возраста у человека формируется собственная система ценностей, которую он потом и проносит через всю жизнь: сборник правил, свод не подлежащих сомнению аксиом. Адаптацию теории поколений для России в 2003 — 2004 году выполнила команда под руководством Евгении Шамис — координатора проекта RuGenerations . Сегодня проект RuGenerations и его команда продолжают работу. Но уже с новым поколением. Ценности представителей одного поколения, утверждают они, будут одинаковы, что для США с Европой, что для России и Китая. А все потому, что они формируются в детском и юношеском возрасте. Поколенческие ценности являются глубинными, подсознательными, не носят явно выраженной формы, в том числе для самих представителей поколений, но при этом определяют формирование личности, оказывают влияние на жизнь, деятельность и поведение людей. В основу теории поколений лег тот факт, что системы ценностей у людей, выросших в разные исторические периоды, различаются. Сегодняшние учащиеся являются представителями поколения Z. Это первое поколение, родившееся в эпоху Интернета. Они с большим трудом представляют себе мир без электронных средств, буквально на каждом шагу умело используют электронные приложения. Поколение Z не разделяет мир на две части — виртуальную и реальную. В их представлении оба этих мира существуют в полной гармонии.

Так, цифровизацию в обучении учащихся можно рассмотреть с двух сторон: «положительную» и «отрицательную».

Какие возможности в цифровых инструментах видят педагоги? Вот несколько пунктов положительной» цифровизации.

  1. Технологии позволяют больше экспериментировать с педагогикой и получать мгновенную обратную связь.

    Современные технологии позволяют детям стать более активными участниками образовательного процесса, а педагогам создавать новые подходы, методы, модели обучения и воспитания. Например, педагог может провести онлайн-опрос на любом этапе лекции для выяснения уровня усвоения изучаемого материала. Процесс обучения становится динамичнее с использованием цифровых учебников, когда ученик может воспользоваться ссылками на соответствующие материалы или ресурсы. Дети могут искать ответы на заданные вопросы, формировать свою позицию, а потом отстаивать ее. Использование технологичных инструментов для организации проектной деятельности позволяет добиться значительных изменений в результатах обучения. У педагогов появляется возможность реализовать новые модели организации учебного процесса, например, «перевёрнутый класс». В этой образовательной технологии XXI в. педагог сначала предоставляет учащимся возможность самостоятельно изучить новый материал дома, а потом на уроке организует практическое закрепление этого материала.
  2. Технологии помогают обеспечить активное вовлечение учащихся в учебный процесс.

    Онлайн-опрос и другие цифровые инструменты помогают вовлечь в учебный процесс всех учащихся, в том числе застенчивых, не уверенных в своих силах, обычно не проявляющих инициативу. Онлайн-системы позволяют регулярно получать обратную связь, в том числе и отзывы учащихся о доступности учебных материалов и заданий. Анализ данных позволяет педагогу легко и быстро выявлять затруднения каждого ребенка и вовремя оказывать помощь, определять области, где учащиеся могут соревноваться, а значит легко скорректировать работу каждого ученика или работу в группе.

    Например, технологии могут значительно повысить эффективность использования такого активного метода обучения как викторина. В начале урока педагог может провести викторину с использованием технических устройств и быстро оценить стартовый уровень учащихся, потратив на получение достоверной информации и ее анализ всего несколько минут. Далее педагог может внести коррективы в организацию учебного процесса объективно понимая куда стоит направить свои усилия и как организовать работу учащихся. Проведение той же викторины по окончанию занятия снова позволит с минимальными временными затратами получить обратную связь, а ученикам оценить результаты и успешность обучения.
  3. Существует множество ресурсов для организации продуктивной учебной деятельности учащихся.

    В приложениях мобильных платформ и электронных учебниках нет недостатка в инструментах, которые значительно меняют организацию учебной деятельности. Некоторые технические устройства используют различные виды стимулирования и помогают усвоению информации в процессе изучения, применяют конкурентные сценарии для распределения баллов и наград, чтобы сделать учебный процесс более увлекательным и привлекательным. Важным условием использования таких технических устройств является достижение целей обучения.

    Некоторые мобильные платформы и электронные учебники включают ролевые игры, в которых учащимся предоставляется возможность привести факты и свои аргументы в пользу, например, исторических деятелей или научных понятий. Кроме того, игровые технологии способствуют внедрению в учебный процесс здоровой конкуренции. Современное автоматизированные обучающие системы могут значительно помочь в организации продуктивной учебной деятельности и реально оценить достижения каждого учащегося.
-2

С какими сложностями цифровизации могут столкнуться и сталкиваются педагоги? Ответив на этот вопрос, хочу представить отрицательные стороны цифровизации. Так же хочу выделить несколько пунктов, в том числе угрозы здоровью и развитию ребенка.

  1. Непроверенные технологии.
  2. Утрата навыков письма, как следствие утрата способностей к творчеству.
  3. Утрата способностей воспринимать большие тексты.
  4. Экранная зависимость.
  5. Снижение социальных навыков.
  6. Цифровое слабоумие. Утрата умственных способностей.
  7. Использование wi-fi в школах. Электромагнитное излучение.
  8. Проблемы с речевым развитием у детей.
  9. Проблемы со зрением.
  10. Компьютерная, игровая зависимость.
  11. Отказ от бумажных учебников.
  12. Разница между чтением с экрана, и с бумаги.
  13. Электронное досье на каждого ребенка, контроль за семьей
  14. Зарубежный опыт цифрового образования.
  15. Чего ждать учителям.
  16. Чипизация.

Думаю нет смысла говорить подробно о каждом из отрицательных пунктов цифровизации, поскольку уже все технологии давно рассмотрены и изучены.

И напоследок, остается вопрос о том, как меняется роль педагога в мире, где «цифра» меняет все?

Чего ждать учителям?

Учителям будет не легче. В какой- то степени ненужный документооборот растет с каждым годом, а теперь к этому добавятся еще и электронные формы отчетов, журналов и дневников. В то время как письменный документооборот тоже остается.

На цифровизацию школ тратятся огромные деньги, но все понимают, просто так сейчас ничего не делается, все сейчас зависит от прибыли, и только от нее, она сейчас поставлена как главная ценность. Это как на заводе, когда покупается новое дорогое оборудование, оно покупается вовсе не для того, чтобы продукция была качественней, а для того чтобы можно было уволить несколько человек. Они теперь не нужны, есть автоматический станок, это гораздо дешевле, ему не надо платить зарплату и больничный, и он за несколько лет окупается. Так и здесь. После внедрения этих технологий будет сокращение учителей, замена их тьюторами, посредниками между учеником и обучающей программой, в проекте это и не скрывается. В форсайте большой упор выполняется на онлайн-курсы, это слово там встречается регулярно, естественно что учитель в таком формате тоже будет не нужен. Качество такого образования будет ужасным, но кого из организаторов это волнует. Одним словом, цифровизация хороша, но в дозированном количестве.

___

Если вам небезразлична судьба российского образования — пишите тексты, снимайте видеоролики о современных учителях и участвуйте в конкурсе «Большая Перемен@»