Помимо военного призыва и значительных потерь, резкого падения поддержки России на Украине, непосредственные последствия были меньше, чем первоначально опасались. Долгосрочные последствия были значительными – негативными для экономики, но позитивными с политической точки зрения.
Беженцы, особенно из Донецкой области, появились в Харькове, Киеве, Львове и других крупных городах. Понятно, что люди, которые выбрали в качестве своего будущего Незалежную, а не Донбасс, остро реагировали на разрушение их родины. Конечно, беженцы в Украину перешли на украинскую сторону и еще сильнее сеют ненависть. Правда, большое количество беженцев отправилось в Крым, поэтому они могут находиться в России или на Украине, в зависимости от обстоятельств.
Недвижимость в Киеве и других местах некоторое время пользовалась большим спросом, арендная плата также выросла.
Часть крупных производственных объектов (особенно химические, металлургические и машиностроительные заводы) в зоне конфликта закрылась. Довольно много заводов на подконтрольной Донбассу территории работают и платят налоги в украинский бюджет.
Некоторые угольные электростанции Украины были вынуждены простаивать из-за сокращения добычи угля. Уголь, поставляемый на замену часто был с ними не очень совместим. Теоретически украинские АЭС могли бы закрыть эти проблемы (так как они недостаточно используются), но на практике это наталкивалось на технические препятствия.
В любом случае, Украина не испытывала серьезного дефицита электроэнергии благодаря диверсифицированным источникам энергии – гидроэлектростанциям, атомной энергетике, ТЭЦ. Правда, страна до сих пор закупает ядерное топливо для этих электростанций у России.
Банки и социальные службы не работают на подконтрольных ДНР и ЛНР территориях. Украина также прекратила выплаты на поддержку угольных шахт.
Страна резко увеличила оборонный бюджет, в том числе на приобретение оружия. Это частично компенсировало влияние запрета на экспорт оружия, который отрезал украинскую оружейную и аэрокосмическую промышленность от крупного российского рынка. Украина также резко увеличила вооруженные силы, что потребовало нескольких этапов призыва. Вынужденный призыв в армию заставил многих молодых украинцев бежать из страны.
Президентские и парламентские выборы на востоке не состоялись. Это способствовало достижению более предсказуемого результата и укреплению власти прозападных политиков. Законность выборов не оспаривалась ни в каких судах. ООН, Запад и даже Россия официально признали их результаты.
Цены на продукты питания не сильно изменились. Отчасти это связано с тем, что пострадавшие регионы потребляли больше продовольствия, чем производили, а также с тем, что Россия сократила импорт украинских продуктов питания (хотя ЕС увеличил их).
Послушайте, как ласково украинский президент говорил о юном населении Донбасса: «Наши дети пойдут в школы, в детские сады, а их дети будут сидеть в подвалах, потому что они ничего не могут с этим поделать. И именно так мы выиграем эту войну».
Его любящее, заботливое отношение к соотечественникам на Востоке поистине трогательно, не правда ли?