В 1930 году от Соловков отправилась необычная экспедция. Ей предстояло преодолеть более 2000 километров по Белому, Баренцеву и Печорскому морям. На борту судов, одним из которых был известный "Глеб Бокий", были особые пассажиры - заключенные СЛОНа. Конечной точкой их плавания стал остров Вайгач.
Вайгачская экспедиция ОГПУ была создана в 1930 году для разведки и освоения полезных ископаемых на острове Вайгач и Югорском полуострове. 17 июля 1930 года первая партия заключенных во главе с Ф.И. Эйхмансом высадилась в бухте Варнека, тогда же были заложены поселок Варнек и рудник "Раздельный".
"На малообитаемый остров из Соловков на пароходе "Глеб Бокий" был доставлен первый этап заключенных, контингент которых составляли осужденные по ст. 5 8 с различными пунктами и сроками (политзаключенные), уголовники - в основном воры, хулиганы, и "тридцатипятники", имевшие ранее судимость, а теперь осужденные на три года в целях профилактики. Кроме нескольких десятков заключенных (около сотни человек), в состав высаженного на берег десанта входила небольшая группа вольнонаемных специалистов и чекистов. Это была первая группа участников экспедиции, направленная на Вайгач по заданию ОГПУ для освоения острова, поисков и разработок месторождений полезных ископаемых уже обнаруженных геологами. Экспедицию возглавлял бывший начальник Соловецкого лагеря, заместитель Глеба Бокия - Федор Иванович Эйхманс, ответственный сотрудник высокого ранга с четырьмя ромбами в петлицах. Его заместителем был Ская Эдуард Петрович. Оба из бывших латышских стрелков.В состав экспедиции входили опытные геологи, горные специалисты, инженеры, топографы - все заключенные. (Из воспоминаний Гурского К.П.)"
"Загнали на пароход «Глеб Бокий», в трюм, прямо на днище, шпангоуты торчат, вода по щиколотку. Заорали, зашумели: «Доски давай!» Взяли десяток парней — приволокли доски. Стояли сутки, пока загружали пароход. Пить, жрать охота, на оправку не выводят. Закрыли трюм — пошел, поплыли! Еще только через сутки накормили, дали воды. На палубу не пускают. Параши не поставили...Белое море, Баренцево, Карское — это было путешествие! В этом же трюме груз: трубы, доски, ящики, бумажные мешки с цементом, железные бочки с соляркой и керосином — и люди! Триста человек! Без какой-либо «подстилки». День и ночь страшная качка! То килевая, то бортовая. Шторм! Временами через открытый люк высоко-высоко горизонт виден, море, волны. Морская болезнь — рвота, стоны, вонь; грохот волн, падают ящики, рассыпается цемент, люди,пытаясь удержаться, хватаются за что попало, все вповалку, без еды, питья и воздуха. Затихло... Прибыли.Сколько времени длился этот ад — сообразить трудно. Потом выяснилось — трое суток (высадились 10 августа 1931 года). (Так описал свой этап знаменитый советский актер Вацлав Дворжецкий) . Кстати, рекомендую его воспоминания "Пути больших этапов".
В первую зиму здесь осталось 125 з/к и 7 вольных. Количество з/к ежегодно увеличивалось (кстати, год здесь "засчитывался" за два), в 1934 году здесь "вайгачило" 1674 человека. С 1930 до 1934 года было добыто и отправлено на материк 15 тысяч тонн свинцово-цинковой руды. Так Гурский описывает свой этап в 1933 году на Вайгач: "В трюме грузового парохода "Красное знамя", куда нас загнали на Соловках, собралось 720 человек. Расположились в одном из пустовавших отсеков, выделенных для нашего этапа, прямо на холодном полу. Вполне понятно, что удобств никаких нам не положено. Но благо, что переброска нашего контингента происходила в летнее время и по расчетам высшего начальства, занимавшегося этапированием, путешествие мы смело могли бы перенести в летних шароварах из "чертовой кожи", в потрепанных, перелатанных телогрейках и в полуразвалившихся "чунях" - последней лагерной моде подобия обуви, выдумки какого -то умника из ГУЛАГа, изготовлявшейся из старых автомобильных покрышек, сшитых тонкой стальной проволокой. Паек в дорогу получили обычный, как положено в инструкции: селедку и хлеб."
"Из Соловков на остров поступило в 1933 году новое пополнение заключенных для работ на руднике. Начальником рудника был Езеев. Горными десятниками или штейгерами были заключенные Егорченко, Оношко, Вербило. Запомнился и бригадир откатчиков Шевченко. Работали мы в руднике в три смены - пошесть часов. В летнее время на рудник мы добирались через бухту карбасами, ведомыми на буксире катерами. При сильном шторме, когда эта переправа становилась опасной, мы добирались до рудника пешком, вдоль берега вокруг бухты, проделав более двух километров.
В зимнее время шли через бухту вдоль укрепленных в лед деревянных столбиков с натянутой на них проволокой, чтобы во время сильной пурги или поземки человек не отклонился в сторону и не погиб в сплошной снежной круговерти. При такой погоде человек не мог иной раз видеть идущего впереди на расстоянии одного метра" (Из воспоминаний Гурского)
В завершение, интересный сюжет из "Писем из провинции" о Вайгаче