Утро 12 июня для меня началось с хрипящего горла (привет, Master Of Puppets) и дождика за окном.
Это был день культурной программы.
Как я уже писала, я приобрела себе туристическую карту Амстердама с бесплатным входом в музеи. Решив использовать ее по максимуму, я за два дня побывала в трех музеях.
Первым под напором моего культурного энтузиазма пал музей, в который я хотела попасть больше всего. Дом-музей Рембранта ван Рейна. Когда я была маленькая, у меня была такая изданная в СССР энциклопедия в трех томах, ярко-оранжевого цвета. Кажется, она называлась «Все обо всем» или что-то в этом роде. И вот там была небольшая статья про Рембранта. И вот там я увидела несколько его картин, влюбилась в автопортреты и шахматные полы.
А чтобы в него попасть, мне пришлось пройти через самый старый в Амстердаме блошиный рынок. Рынок был действительно блошиный, наравне с китайскими шмотками, которые продавали афроголландцы, я видела треснувшие статуэтки, какие-то пластинки в мятых конвертах, странные музыкальные инструменты... короче, было интересно.
Дом-музей Рембранта представляет собой такой типично голландский дом семнадцатого века. Пять этажей, узкий, но высокий и длинный в глубину. Большинство старых амстердамских домов похожи на него. Снаружи кажется, что дом маленький и узкий. На самом деле, едва вы откроете дверь, вы увидите длинный коридор и из него входы во множество комнат. И сразу понимаешь, что дом этот очень вместительный.
Ну и моя любовь — шахматные полы. Те самые, которые изображены на большинстве картин голландского Возрождения. А еще там была представлена личная коллекция редкостей Рембранта (особенно меня впечатлила коллекция рогов), его кровать, камин и вообще предметы быта. Необычная комната, где он занимался гравюрами, вся обтянутая темной тканью. Большая, яркая комната, в которой работали ученики Мастера. Мольберты, кисти, необычайно яркие краски той эпохи — все представлено в первозданном виде. Это очень интересно и познавательно. Закрой глаза — и увидишь, как сам Рембрант входит в дом в своем берете с длинным пером.
В доме не так уж много картин Рембранта. Больше работ его учеников и клиентов. Каждый зарабатывает как может. Вот и Мастер был не только сам гениальным художником, но и имел более 40 учеников, торговал картинами своих друзей. Зато очень много представлено гравюр Рембранта. И отдельная временная выставка в современном пристрое тех художников, вплоть до Пикассо, которые признавались, что на них Рембрант оказал большое влияние. Очень интересно смотреть, как они преобразовывали его идеи.
И все так чинно и благородно. Мне иногда самой казалось, что на мне надеты длинное темное платье и чепец, особенно когда я поднималась на очередной этаж по крутой винтовой лестнице. И нельзя забывать, что люди тогда были ниже и даже я с моим росточком в 1,55 метра почти задевала головой потолок.
После посещения такого места на душе разливается благость. И чтобы ее продлить, я пошла гулять по старому городу, благо до посещения второго музея — Ван Гога — у меня еще оставалось время.
Мосты, мосты, мосты... внезапно я вышла на очень симпатичную площадь, мощеную по виду очень старыми, очень неровными булыжниками. А в центре это площади стоит большая старая церковь... очень суровая и очень красивая. Как потом оказалось, я угадала. Это место называется Олд Кирке — Старая Церковь. И сейчас это музей, вход в который стоит сколько-то евро. Но у меня же есть волшебная карточка — поэтому я пошла бесплатно
Церковь очень грандиозная. Невероятно красивая. С высокими сводчатыми потолками, с фресками, с непередаваемой красоты витражами, с балкончиками для знатных посетителей, с отдельной комнатой для короля... и при этом церковь является склепом. Каждая плита, по которой я шла, является могильной, под каждой кто-то похоронен из знатных и влиятельных людей города. Например я нашла плиту, под которой похоронена Саския, жена Рембранта. И на каждой плите свое имя и даты. Последние из обнаруженных мной датируются аж девятнадцатым веком! Правда, я так и не поняла, какой прикол ходить по могильным плитам. Однако все очень достойно. В маленьких комнатках, которые раньше служили вспомогательными при христианских службах, сейчас размещены временные выставки, тоже очень интересные.
Потихоньку двинулась в сторону музея Ван Гога. Потому что это единственный музей в Амстердаме, в который нужно заранее записываться (хотя платить по моей карте было не нужно). Подходя к музею, попала под сильнейший ливень. Хотела его в местной кафешке переждать, заодно перекусить. Перекусить смогла, даже попробовала очень вкусный местный сидр, а вот дождь разыгрался еще сильнее. И к музею я добралась уже очень мокрой курицей (взять зонтик в путешествие я не догадалась).
Перед входом уже толпилась нехилая очередь из таких же мокрых туристических куриц. Вежливые, но тоже мокрые, служители пропускали всех по записи. Потом я поняла, для чего это делается. Народу в музее действительно очень много. Группы с гидами зависают перед самыми известными полотнами очень плотно, так что например к тем же «Подсолнухам» я подошла только с третьей попытки.
Фотографировать в музее нельзя.
Вообще я не большой любитель Ван Гога, скажу честно. Пошла скорее для саморазвития, чтобы попытаться понять, что же в нем люди находят. Не особо поняла и после выхода. Нет, есть несколько картин, которые на меня реально большое впечатление произвели. Те же «Подсолнухи», «Миндальная ветка», «Спальня» - очень жизнеутверждающие работы. Но на этих картинах нет людей. То, как Ван Гог писал природу — мне очень понравилось.
Сами картины разделены по секциям, расположены в порядке этапов творчества художника. Залы очень просторные, светлые. Видно, что это очень современный музей. Но сердце он, как музей Рембранта, не тронул.
Вышла из музея — оказывается, дождь не прекращался. Постояла под какой-то крышей, посмотрела шоу мыльных пузырей, которое бесплатно давал какой-то чувак на площади. Дождь не заканчивался. Добежала до местной сувенирной лавочки, купила себе зонтик с ручкой в виде тюльпана.
Т.к. времени было еще предостаточно до вечера, я залезла в ГуглКарты и увидела, что через два с половиной километра от меня находится тот самый ларечек, который торгует голландской селедкой. Ну а что мне? Я же еще не до конца стоптала ноги. И пошла я опять в центр, искать местный деликатес. И ровно через 5 минут проливной дождь закончился.
Кстати, как мне объяснили, главный голландский деликатес не подают в ресторанах. Его можно найти в нескольких небольших уличных забегаловках, в которых всегда толпится народ.
Ну что вам сказать про голландскую селедку, ребята? В этот день и в последующий, когда я ее ела, в моем рту был праздник. Это было совершенно прекрасно. Нежная, свежая, серебристая... кажется, еще секунда и она махнет плавником, оживет и уплывет нафик прямо с твоего бутерброда. Селедка тает во рту как мороженое. Она подается с рубленным лучком и маринованным огурчиком на мягкой булке. Это очень, очень вкусно. Жаль, что мало...
Иду я такая по амстердамской улице, жую булку с голландской селедкой, жизнью довольная... и тут с удивлением замечаю, как на меня из окна ближайшего дома пялится очень полураздетая тетя примерно моих объемов. А на соседнем балкончике стоит тоже кто-то полураздетый, в стиле унисекс. Так я поняла, что попала в Квартал Красных Фонарей.
Я гуляла там около часа... но он не произвел на меня особого впечатления. Потому что я ждала прям грандиозного разврата на входе. Не увидела и большие толпы, ломящиеся в каждую дверь с полуголыми дамами.
Да и дамы, скажу я вам, не произвели впечатления. Потому что самые обычные женщины, правда, многие сильно татуированы. Или те, с накачанными частями тела, только накачанными не спортом, а силиконом. Из тех, что говорят шепеляво из-за размера губ.
Ну да, красные фонари видела. Женщин в окнах тоже. Входы во всякие злачные заведения, обещающе главный кайф в моей жизни — тоже. Но зайти не рискнула. А вдруг там одни женщины среди обслуживающего персонала? А я девушка гетеросексуальная.
Множество отельчиков, сдающих почасово комнаты видела.
Больше всего радовали плакаты с текстами навроде «Уважайте труд работников сексуального труда» почти в окне каждого заведения.
Короче, пошла я дальше гулять, вся такая неудовлетворенная.
Селедка разожгла мой аппетит, т. к. это была просто закуска. Я решила зайти в ближайшее кафе, чьи отзывы были не самыми плохими на Гугле.
Отступление: благослови, Господи, того, кто придумал ГуглКарты. Я, конечно, понимаю, что они нас отслеживают и т. д. Но без них я бы реально заблудилась! Читать бумажные карты я так и не научилась.
Итак, зашла я в кафе, заказала суп, стейк и вино. Вино, кстати, в Голландии не местное, привозят из Испании и Франции. Оттого оно вкусное.
Суп был хорош, с сыром чеддер и гренками. Но когда я спросила у официантки, большой ли стейк, она мне сказала — нет, совсем не большой. Я успокоилась и заказала два блюда.
Ну что, официантка не соврала. Стейк был небольшой, и, кстати, не очень вкусный. А вот то, что к нему принесли огромную порцию картошки фри с двумя соусами — она упомянуть забыла, да. В Амстердаме везде подают картошку фри. Но я думала, что если уж есть картошку фри, то на ее родине, в Бельгии. Поэтому разве что соусы попробовала.
При всей относительно неплохой кухне, слишком уж ненавязчивого сервиса (ждать пришлось долго), одно меня удивило — кафе на столько посадочных мест не имеет туалета для гостей... и как им после этого повышать продажи?!
Вышла я из этого кафе, когда уже начало темнеть. Дошлепала до своего хостела... мои ноги сказали мне бааааальшое спасибо, когда я плюхнулась на лавку в баре своего хостела. Выпила на сон грядущий пива (я ж молодец, да. Я ж пью перед сном пиво, чтобы с утра вставать проще было, явно).
И уснула сном младенца.