Найти тему
Русская дорога

Три дороги на Домбай

На Домбай ведет Военно-Сухумская дорога. Примерно по этому маршруту пролегал древний караванный путь. В начале 20го века для связи с абхазским черноморским побережьем здесь планировали построить шоссейную и железную дорогу, но помешала Первая мировая война.

Впоследствии, часть дороги до Домбая заасфальтировали, дальше дорога проходима только пешком, но говорят, что она очень красива (еще бы! перевал через Кавказский хребет!).

Обочина Военно-Сухумской дороги в районе Нижней Теберды
Обочина Военно-Сухумской дороги в районе Нижней Теберды

Теперь о том, как на Военно-Сухумскую дорогу выехать.

-2

СЕВЕРНЫЙ МАРШРУТ

Самый длинный, скучный и безопасный - после Минеральных вод через Черкесск. Именно по этому маршруту едут автобусы с экскурсионными группами, спокойно довозя своих экскурсантов на Домбай, но лишая их удовольствия от созерцания перевала Гумбаши.

Надо сказать, что эта дорога скучна только по сравнению с альтернативами - с нее хорошо виден Эльбрус , а в ясную погоду и весь Кавказский хребет.

А вот и парящий в облаках Эльбрус
А вот и парящий в облаках Эльбрус

ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА

Средняя дорога (через Усть-Джегуту) подойдет для тех, кто опасается ездить по серпантинам, но на горы посмотреть хочет.

Развилка - вид со "средней" дороги на "южную"
Развилка - вид со "средней" дороги на "южную"

Серпантин тут конечно есть, и по сравнению с маршрутом через Черкесск эту дорогу можно назвать горной, но все же это не перевал.

Виды тут очень красивые (хотя и уступают видам с перевала), например такие:

-5

ДОРОГА ЧЕРЕЗ ПЕРЕВАЛ ГУМБАШИ И ВЕРХНЮЮ МАРУ

Одна из самых красивых дорог, по которой мне доводилось ездить! Не верьте тем, кто говорит, что она плохая или опасная - качество асфальта вполне приемлемо, серпантин тоже не станет для вас проблемой, если вы умеете обращаться с коробкой переключения передач и не перегреете тормоза.

Для тех, кто не знает, золотое правило езды по горным дорога: спускаться с горы на той же передаче, на какой поднимался.

Едва ли не большее впечатление, чем сам перевал, на меня произвёл аул Верхняя Мара (сразу после перевала, если ехать на юг). Столько коров я нигде не видел! Коровы тут еще более наглые, чем московские тёлочки - дорогу переходят не глядя.

вид на Верхнюю Мару с перевала (в сумерках)
вид на Верхнюю Мару с перевала (в сумерках)

До перевала мы добрались вечером, поэтому мои фотки не передадут всей красоты, которую мы лицезрели.

-7
-8

ДРУГИЕ ИНТЕРЕСНОСТИ ПО ДОРОГЕ

Многие из нас не привыкли рассматривать дорогу как что-то интересное - схватятся за руль обеими руками и думают только о том, как бы быстрее добраться до пункта назначения.

Так, по дороге на моря никому не приходит в голову проехать десяток километров от Лосево, чтобы посмотреть ветряную мельницу в естественной среде обитания.

Подобные интересности есть на любой дороге. Не исключение и Военно-Сухумская.

Во-первых, это заброшенный храм X века (о нём мы уже писали).

Во-вторых, это несколько водопадов и бурных горных речек уже на подъезде к Домбаю.

В живую этот водопад куда внушительнее
В живую этот водопад куда внушительнее
В жаркий день от этой речки веет холодом
В жаркий день от этой речки веет холодом

На этом у меня все. Подписывайтесь на канал, впереди нас ждет много увлекательных путешествий по русским городам и весям.