Право не отстает от технологического прогресса, и в правоприменении постоянно появляются механизмы, упрощающие жизнь. Электронная подпись - один из таких механизмов. Прочитав статью, вы получите ответ на вопрос: почему вам нужно завести электронную подпись?
Что такое Электронная подпись (ЭП)?
Для регулирования электронной подписи есть отдельный ФЗ, который на удивление называется ФЗ «Об электронной подписи». Написано там следующее:
электронная подпись - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию
Как всегда скучно, поэтому дальше закон можно не читать, а просто послушать меня.
Первое, что нужно уяснить: электронная подпись - это информация. И обладает эта информация двумя свойствами: 1) она связана с другой информацией (которую подписывают самой подписью) и 2) она идентифицирует лицо, которое подписывает информацию.
Электронную подпись можно использовать как в отношениях с обычными людьми (частно-правовые отношения), так и в отношениях с государством (публично-правовые). В первом случае это заключение сделок, госзакупки, а во втором - госуслуги, налоговые правоотношение и тп.
Чтобы все усложнить у нас еще есть несколько видов электронной подписи:
- простая ЭП
- усиленная неквалифицированная ЭП
- усиленная квалифицированная ЭП
В принципе без разницы как их называть, куда интереснее их содержание.
Использование простой ЭП
Простую подпись используют, когда это указано либо в законе (например, возможность купить страховой полис через личный кабинет), либо в соглашении сторон (обычно, в договорах перевозки).
Простая подпись подтвердит, что намерение исходит от определенного лица. Технология проще простого - использование кодов, паролей (например, личный кабинет, эл.почта).
Простая подпись не защищена от изменений, по общему правилу ее нельзя использовать между коммерсантами (можно, если указать в договоре). Если использовали, но не указали в договоре - можно использовать как устное доказательство.
Уф, такие умные вещи пишу, сам в шоке, давайте дальше.
Усиленная неквалифицированная подпись
Технология: получена в результате шифрования (криптографического преобразования информации) с использованием ключа ЭП; создаётся с помощью спец программы для ЭВМ.
Отличие от простой: при простой не используется больше никаких программ, не происходит преобразование документа
Используется на основании опять же либо закона, либо соглашения сторон. Иначе это снова устные доказательства.
Функции: 1) позволяет определить лицо, подписавшее документ, 2) позволяет обнаружить факт внесения изменений в документ после его подписания = защита информации
Усиленная квалифицированная подпись
Усиленная подпись как Джон Уик среди всех подписей. Она приравнивается к письменному, бумажному документу, то есть необходимости в доп соглашениях нет.
Функции: позволяет идентифицировать лицо; защищает информацию.
Технология. тут придется попотеть, процесс выглядит следующим образом:
Подпись создается с помощью ключа, который выдается удостоверяющим центром (+ выдача сертификата). При выдаче ключа будет устанавливаться личность в отличие от простой ЭП и УНЭП. После, на компьютер устанавливается программа, которая содержит 2 ключа: первый – для вашей обработки документов. Дальше документ отправляем адресату. У него будет ссылка на второй ключ, он перейдет по ней и там будет сказано, что документ настоящий. Всё!
Техническими терминами грузить статью не буду, если вам интересна тема Электронной подписи, пишите мне в Telegram @themils и читайте канал @povorotnapravo.