Найти тему

Церковь и государство в Византии: симпатии, симфонии и другие обязанности будущей РПЦ

«Симфонией» называют соучастие церкви в управлении государством. Но если присмотреться внимательно, то Византию нельзя назвать теократией. Власть церкви ограничивается весьма скромными, но необходимыми функциями.

Крещение императора Константина I (как принято считать, первого императора-христианина)
Крещение императора Константина I (как принято считать, первого императора-христианина)

Итак, важнейшее распределение властных компетенций в Византии происходит по принципу «центр-периферия». Государственное управление строилось на конкуренции разных властных инстанций, которые распределялись среди множества чиновников с различными («раздробленными») компетенциями.

Несомненно, что административный принцип «центр-периферия» был унаследован Византией из римской истории республиканского и императорского периода. В результате эволюции этого принципа к важнейшему различию «столица – провинции» (республиканский период) присоединилось обязательное разделение военных и гражданских властей (императорский период) и, наконец, византийской инновацией в администрировании стало появление христианской церкви как властной инстанции.

Сотрудничество («симфония») христианской церкви и императорской власти стало важной государственной идеей во времена Юстиниана I и нашло свое отражение в кодификации римского законодательства (Новелла 6). Смысл «согласия» светской и духовной власти заключается именно в принципиальной установке на взаимопомощь (помогать друг другу, способствовать, а не противодействовать).

Император Юстиниан I (автор идеи симфонии властей)
Император Юстиниан I (автор идеи симфонии властей)

При ближайшем рассмотрении «симфония» как принцип взаимодействия церкви и государства оказывается реализацией максимы «Кесарю кесарево, а Богу богово» (Мф, 22, 21). Остальные трактовки этого принципа оказываются слишком «сильными интерпретациями» («цезарепапизм» как приоритет светской власти, теократические основания императорской власти и т.п.). На протяжении истории верховная власть в Византии оставалась выборным институтом, источником суверенитета было «величие римского народа», и божественная воля только «удостоверяла» императорскую власть, которая становилась таковой по факту (ритуал миропомазания был вторичен по отношению к процедуре аккламации).

Но в государственном управлении Византии для христианской церкви нашлась тем менее важная роль. Церковь стала выступать в качестве инстанции «общественного контроля» при верховной власти (омбудсмена). На представителей Церкви были возложены функции контроля и соблюдения справедливости, обязанность защищать население от произвола местных властей. Моральные обязательства духовных лиц следовать только «голосу совести» были использованы императорской властью для усиления контроля над действиями чиновников. И, в свою очередь, хотя священники попали под юрисдикцию светских властей, осуществлять суд над ними мог только эпарх Константинополя, который подчинялся лишь василевсу, т.е. был вторым лицом в иерархии чиновников.

Так появился институт омбудсменов, так хорошо известный гражданам современной России. Например, «омбудсмен по правам человека» или собственно «Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека». Но ведь и Россия сегодня – это светское государство (Ст. 14 Конституции РФ), а РПЦ – это лишь общественная организация. И если Церковь не занимается благотворительностью, не старается помогать «сирым и убогим», не защищает «униженных и оскорбленных», то какая тогда у нее роль в современном обществе?

Далее см.

Наследники античного Рима: Россия и Византия в общих чертах

История о том, как император Византии стал похож на Президента России

«Вертикаль власти» вместо «выборов»: чему Византия научила Российскую Федерацию

Пожалуйста, поддержите публикацию своими лайками! Большое спасибо!!