На этой картине мы видим старинный Арбат начала прошлого века. Мимо особняка с колоннами проезжает запряжённая лошадьми повозка. Справа отчётливо видна церковь, на заднем плане — одинокий трамвай. Сюжет произведения словно отправляет нас на 100 с лишним лет назад — настолько он реалистичен. Но сохранились ли это место на территории современного Арбата?
Место, конечно, сохранилось, но сильно преобразилось с тех пор, да и зданий тех уже нет. Колокольня, изображённая на картине, принадлежала церкви Николы Явленного, которая когда-то занимала большой участок на углу Арбата и Серебряного переулка.
Сохранившийся дом № 16 — это перестроенная церковная богадельня. Сначала в ней был продовольственный магазин, а теперь там располагаются постоянно сменяющие друг друга кафе.
Церковь Николы Явленного была поставлена очень давно, ещё когда Арбат только начали обживать. Храм считался одним из самых красивых и самых богатых в Москве, к тому же пользовался повышенным вниманием царской семьи.
Церковь упоминается в романе "Война и мир" при описании попытки покушения Пьера на Наполеона:
Путь Пьера лежал через переулки на Поварскую и оттуда на Арбат, к Николе Явленному, у которого он в воображении своем давно определил место, на котором должно быть совершено его дело.
Во время пожара церковь обгорела, но была восстановлена на пожертвования горожан, которые не скупились на это дело.
Храм, как и многие другие церковные строения, был разрушен в 1931 году. Сначала вместо него построили типовую школу, а потом это здание занимали различные конторы. Вопрос о восстановление церкви периодически поднимается, поскольку считается, что она представляла большую историческую ценность. Но пока о разрушенном храме напоминает только мемориальная табличка.
Ампирный особняк с картины Гермашева тоже не сохранился. Это был дом князя Оболенского, также известный среди местных жителей того времени, как «Дом с привидениями». Ходили слухи, что здесь постоянно обитают какие-то духи.
Изящный особняк был оснащён огромным шестиколонным балконом и десятью высокими окнами. Как и многие арбатские постройки того периода, дом был сделан из брёвен и досок, которые были заштукатурены. А уже на штукатурку и лепили ампирные украшения.
Особняк был окружён множеством историй. Например, здесь находился знаменитый портрет Александра Пушкина кисти Василия Тропинина, который был написан в 1827 году и какое-то время считался утерянным. Однако картина была найдена в одной из антикварных лавок и выкуплена Оболенским.
После революции здесь была закройная мастерская, потом — спичечный склад, потом — канцелярия. Также в особняке располагалась контора винной торговли.
Здание находилось по адресу Арбат, 14. К сожалению, оно не пережило налёт немецкой авиации и было разрушено в 1941 году. Сейчас на этом месте растут деревья, огороженные бетонным забором.
Около 10 лет назад столичные власти завели разговоры о восстановлении дома № 14 в рамках реконструкции Арбата. Там, по слухам, собираются устроить музей Суворова, поскольку данная территория некогда находилась во владении его предков. Есть версия, что и сам знаменитый полководец родился здесь.
Но пока разговоры остаются разговорами, а москвичи и туристы довольствуются "прекрасным" видом бетонного забора.