Найти в Дзене
Морская коллекция

Линейные крейсеры.(2.0).

Класс линейный крейсеров зародился в начале дредноутной эпохи. Развитие шло в основном в рамках двух основных школ-британской и немецкой.

Британская-детище в основном одного человека- сэра Джон Арбетнот «Джеки» Фишера, 1-го барона Фишер оф Кильверстоун (25.01.1841, Цейлон —10.07.1920, Лондон)  ,адмирала британского флота и дважды первого морского лорда . В уже весьма преклонном возрасте-под впечатлением революции в кораблестроении ,устроеннной "Дредноутом"(к нему он тоже приложил свои руки) , сэр "заболел" концепцией быстроходных и отлично вооруженных кораблей-проецирующих мощь Британской империи на весь мировой океан. Идея была проста- догонять и уничтожать все что слабее и убегать от более сильного противника ,используя преимущество в скорости.

Фишер,1915
Фишер,1915

Используя служебное положение в "личных" целях первый морской лорд наделал 15 линейных крейсеров для королевского флота.

Первыми в мире были три крейсера типа "Инвинсибл", следом весьма на них похожие три крейсера типа "Индефатигебл".Это 8-305 мм орудий и скорость 25-25,5 узлов.

С переходом линейного британского флота на главный калибр в 343 мм линейных крейсеров стало на 4 больше,прозванные "кошками адмирала Фишера"- три типа "Лайон" и значительно улучшенный "Тайгер" - с 8-343 мм пушками и скоростью 27-28 узлов.

В первую мировую войну Британия вступила с 10 линейными крейсерами.

Во время войны построила два крейсера типа "Рипалс" и "Худ".Постройку остальных прекратили в связи с окончанием войны.

Апофеозом теории Фишера стали "белые слоны"-три легких линейных крейсера типа "Глориес"-из которых самых несуразный-"Фьюриес" еще на стапеле начал переоборудоваться в авианесущий корабль,а ведь по проекту ему полагалось 2-457 мм орудия!

В первый период войны линейные крейсера Фишера показали себя превосходно-в Фолклендском и Гельголандском сражениях, когда использовались в полном соответствии с назначением-гоняли слабые и устаревшие корабли неприятеля,легко и без потерь уничтожая его мощной артиллерией.

Потом ,однако,все пошло не так. Адмиралы не устояли от соблазна использовать огромные и мощные корабли в столкновении с линейным флотом противника.Но британские линейные крейсера были крайне слабо защищенными и имели конструктивные недостатки в живучести.

В Ютландском сражении на дно ушло сразу три линейных крейсера королевского флота со всем экипажем. Еще один уцелел чудом и героизмом экипажа.

Во вторую мировую войну в британском флоте воевало три линейных крейсера и три авианосца,переделанных из легких линейных крейсеров. Противником уничтожены два линейных крейсера и два авианосца. Гибли линейные крейсеры также практически мгновенно и со всем экипажем.

Всего из 15 построенных британцев- 5 были уничтожены в бою и мгновенно затонули как линейные крейсеры и еще 2 -как авианосцы.

* ссылки кликабельны и обновляются.

Линейные крейсеры. Первый. "Инвинсибл".

Линейные крейсеры. Чудеса самообмана. "Индефатигебл".

Линейные крейсеры. Боевые кошки адмирала Фишера. "Лайон".

Линейные крейсеры.Просто красавец."Тайгер".

Линейные крейсеры.Останется только один. "Рипалс".

Линейные крейсеры.Белые слоны Его Величества. "Глориес".

Линейные крейсеры. Трагедия в Датском проливе."Худ".

-3

Немецкая школа напротив выросла из линии развития броненосных крейсеров и предполагала сохранение достаточного бронирования и великолепной живучести .

Оппонент и единомышленник Фишера-германский адмирал Альфред фон Тирпиц
Оппонент и единомышленник Фишера-германский адмирал Альфред фон Тирпиц

Первым настоящим линейным крейсером Германии стал "Фон дер Танн",потом ежегодно закладывалось примерно по одному крейсеру-два типа "Мольтке","Зейдлиц" и три великолепных корабля типа "Дерфлингер".

Заложенные в войну 4 корабля типа "Макензен" достроить уже не успели.

Из 7 германских линейных крейсеров в бою погиб только один-"Лютцов",продемонстрировав потрясающую живучесть. Остальные ,получив более двух десятков попаданий главным калибром ,после ремонта довольно быстро возвращались в строй.

Один из "немцев" -"Гебен" в начале войны сменил гражданство-перейдя в подданство Османской империи.

Названия немецким линейным крейсерам давали по фамилиям знаменитых немецких военачальников 17-20 веков. Тыц !

Линейные крейсеры. Немецкий ответ."Фон дер Танн".

Линейные крейсеры.Старший брат."Мольтке". И еще.

Линейные крейсеры."Гебен" идет на Восток. И еще.

Линейные крейсеры.Непотопляемый."Зейдлиц".

Линейные крейсеры.Непобежденные в бою."Дерфлингер".

Линейные крейсеры.Опоздавший на войну. "Макензен".

Японские линейные крейсеры типа "Конго" в количестве 4-х штук относятся к английской школе,но с японской спецификой,живучесть "японцев" на порядок превышала показатели прародителей. Тем не менее в проигранной войне на Тихом океане погибли все 4 японских крейсера.

Линейные крейсеры.Путь самурая. "Конго".

Еще два линейных крейсера чисто в английском стиле а-ля "белые слоны" во время второй мировой войны построили в США . Нелепые и бесполезные корабли типа "Аляска"были исключены из боевого состава уже через три года после постройки.

Линейные крейсеры.Красота по-американски. "Аляска".

Попытка нашей страны построить свои линейные крейсеры дважды прерывались мировой войной и один раз-смертью генерального секретаря-

1912-заложены 4 линейных крейсера типа "Измаил"

1939-заложены 2 крейсера типа "Кронштадт"

1951-52-заложены 3 линейных крейсера типа "Сталинград".

Таким образом всего в мире в строй вступило 28 линейных крейсеров.

Немецкий проект "Шарнхорст" и французский "Дюнкерк" я возьму на себя смелость отнести к быстроходным линкорам ,хотя некоторые считают их также линейными крейсерами.

-5
-6

Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал!

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам