Найти тему
Морская коллекция

Линейные крейсеры.Красота по-американски. "Аляска".

В преддверии большого столкновения на Тихом океане американские флотоводцы озадачились проблемой борьбы с многочисленными и мощными японскими тяжелыми крейсерами. Война сняла все ограничения Вашингтонского морского договора-и можно было делать все что позволяла фантазия и технические возможности. Новый корабль, должен был быть способным, уничтожить любой «вашингтонский» крейсер и иметь меньшую стоимость, чем линейные крейсера.

В итоге был выбран проект,который и сегодня вызывает много вопросов. Огромный,скоростной,с 305 мм орудиями и практически беззащитный. Американцы отнесли эти корабли к новому классу "больших крейсеров"-с обозначением СВ. Среди сторонников проекта оказались и президент Рузвельт и адмирал Кинг, который считал будущую "Аляску" незаменимым элементом эскорта авианосных соединений. Следует отметить, что ряд других влиятельных в кругах ВМФ персон решительно противились созданию дорогого и на их взгляд, бесполезного корабля,

Изначально -с американским размахом-планировалась постройка серии из шести кораблей: «Аляска» СВ-1), «Гуам» (СВ-2), «Гавайи» (СВ-3), «Филиппины» (СВ-4), «Пуэрто- Рико» (СВ-5), «Самоа» (СВ-6). Названия кораблей выбраны по названием зависимых от США в отличие от линкоров(их называли по штатам) и крейсеров(те именовались по городам).* И да,Аляска тогда не была штатом.

Когда стало ясно,что новым кораблям нет уже целей,закладку трех последних кораблей отменили.

Главный калибр крейсера состоял из девяти 12-дюймовых орудий с длинной ствола 50 калибров в варианте Мк 8, по три орудия в трех башнях. Скорострельность орудий — три выстрела в минуту. Орудие было способно забросить снаряд массой 517 кг с начальной скоростью 762 м/с по максимуму на 35 км. Бронебойный снаряд на дистанции 9 км пробивал броню толщиной 46 см. На бронезащиту «Аляски» приходилось 17 % массы всего корабля, в то время как у линкора «Северная Каролина» доля брони в общей массе корабля составляет 40 %. Однокилевой корпус, а также наличие только одного руля балансирного типа площадью 46 кв.м стали причиной относительно, плохой маневренности. Диаметр циркуляции при максимально положенном на борт руле составлял около 840 м при скорости 30 узлов и свыше километра при 20 узлах, что превышало соответствующее значение у почти вдвое более тяжелой и заметно более длинной "Айовы",и было рекордным для американского флота. Конструкция подачи боезапаса в полной мере учитывала печальный опыт Ютланда. Она состояла из двух ступеней: заряды сначала поступали из погреба в верхнее подбашенное отделение, откуда второй элеватор поднимал их уже непосредственно к орудию. Обе ступени изготавливались из огнестойких материалов, а специальные механизмы блокировки не допускали одновременного открывания более чем одного люка в цепи подачи, так что пламя от пожара в башне не могло проникнуть в погреб. Гидравлические снарядные элеваторы вмещали сразу до 5 снарядов. Из-за особенности симметрии трехорудийной башни центральный элеватор располагался практически вертикально, тогда как оба боковых имели значительный изгиб.

-2
-3

-4
Гуам
Гуам

-6

-7
-8

«Аляска» USS Alaska (CB-1) заложен 17 ноября1941 года, спущен на воду 15 августа 1943 года, вошёл в строй 17 июня 1944 года. Исключен 1.06.1960.

"Гуам" USS Guam (CB-2)

заложен 2 февраля 1942 года, спущен на воду 12 ноября 1943 г , вошёл в строй 17 сентября 1944 года. Исключен 1.06.1960 .

"Гавайи" USS Hawaii (CB-3) заложен 20 декабря 1943 спущен на воду 3 ноября 1945 года Окончательно достройку готового на 84% корабля законсервировали 17 февраля 1947 года.

Заказ на постройку крейсеров «Филиппины» "Philippines" (СВ-4), «Пуэрто- Рико» "Puerto Rico" (СВ-5), «Самоа» "Samoa" (СВ-6). был аннулирован 24 июля 1943 г

Стандартное водоизмещение — 29 779 т , полное — 34 260 г Длина — 245,4 м, по ватерлинии — 241.2 м, ширина по мидель-шпангоуту — 27,7 м осадка — 9,7 м.

Бронирование- пояс — 127…229 мм;
траверзы — 260 мм;
палубы — 36+96-102+16 мм;
башни ГК — 325 мм;
барбеты — 280…330 мм;
боевая рубка — 269 мм

Восемь котлов Бэбкока и Уилкокса и четыре турбины Дженерал Электрик. — 150 000 л.с. Скорость 33 узла. Дальность — 12 000 миль(15 узл.).Экипаж 1517 человек . Вооружение- 3 × 3 — 305-мм/50, 6 × 2 — 127-мм/38, 56 40-мм зенитных автоматов Бофорс в 14 счетверенных установках и 34 20-мм Эрликоны (одноствольных и спаренных). 2 катапульты, 4 гидросамолёта .Изначально на «Алясках» базировались гидропланы Воут OS2U «Кингфишер», которые были заменены гидросамолетами Кертисс SC–I

-9

-10

-11

-12
-13

-14
-15

USS_Guam_(CB-2)_in_the_Delaware_River,_January_1945
USS_Guam_(CB-2)_in_the_Delaware_River,_January_1945

Миссури и Аляска
Миссури и Аляска
-18

USS Hawaii (CB-3) буксируют на разделку, 20 июня 1959 года
USS Hawaii (CB-3) буксируют на разделку, 20 июня 1959 года

До начала 1945 года "аляски"занимались боевой подготовкой вместе с , затем были включены в состав 58-го оперативного соединения (Tactical Forces. 58). Участвовали в операциях по захвату Иводзимы и Окинавы. 18 марта 1945 года добились единственного в своей карьере боевого успеха сбив 3 японских самолёта(2-"Аляска",1-"Гуам"). В июле 1945 года безуспешно действовали против японского судоходства в Жёлтом море. Ну не было уже у японцев судоходства. Крейсер «Аляска» заслужил две боевых звезды, крейсер «Гуам» — тоже две. После окончания войны входили в состав 7-го флота США. «Гуам» являлся флагманским кораблем 95-го соединения крейсеров, в которое также входил его систер-шип «Аляска». Оба крейсера исключили из боевого ядра ВМС США 17 февраля 1947 г. после всего-навсего грех лет службы. «Аляску» и «Гуам» разобрали на металлолом в начале 60-х годов.

Планы по перестройке кораблей в ракетные крейсера или корабль управления посчитали чрезмерно дорогостоящими и неинтересными.

"Аляски" практически беззащитны против торпед, а также уязвимы для попаданий немного ниже их бронекорпуса,они были уязвимы для линкора на любом расстоянии. Страшно себе представить чем бы закончилась их встреча с подводной лодкой или одним из линкоров типа "Конго".

В целом линейные крейсера типа "Аляска" можно считать самыми неудачными американскими кораблями времен второй мировой войны. Многие из их отрицательных качеств обусловлены самой идеей "большого крейсера", но некоторые явно свидетельствуют о конструкторских просчетах.

Слишком большие и дорогие для того, чтобы использоваться в качестве крейсеров и слишком слабые и уязвимые для совместных операций с линкорами, к тому же явно запоздавшие с появлением на свет, они, по оценке самих американских специалистов «были самыми бесполезными из больших кораблей, построенных в эпоху Второй мировой войны».

— Кофман В.Л. Суперкрейсера 1939-1945. «Большие крейсера» типа «Аляска».

Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал!

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам