Откроет мой Спецпроект под названием “О судьбах” Анна Андреевна Ахматова, чье 130-летие мы всей страной праздновали совсем недавно. Так принято, что в крупные юбилеи мы снова возвращаемся к нашим героям былых лет, мы говорим о том, как много они для нас значат, какой вклад внесли в развитие нашей любимой страны. Про Анну Андреевну написаны, скажу без преувеличения, сотни книг. Замечательная книга Светланы Коваленко из серии ЖЗЛ (Жизнь Замечательных Людей) - https://www.litmir.me/br/?b=196938 , к нынешней крупной дате вышли прекрасно проработанные материалы на Arzamas- https://arzamas.academy/courses/34 и Культура.РФ- https://www.culture.ru/s/anna-ahmatova/ .
Ахматова была женщиной удивительно интересной, но трагической жизни. Она вынесла все: сначала прощание с Блоком в августе 1921 года, затем расстрелянный Гумилев, замученный Мандельштам, позднее покончившая с собой Марина Цветаева, лагерь сына и мужа…
И именно об этих самых страшных днях ее жизни пойдет речь в первой части статьи.
Серебряный век русской литературы невозможно охватить временными рамками. Часть исследователей относят затухание века декаденса к середине 20-х, когда большая часть представителей этого течения либо умерли, либо эмигрировали. Другие считают, например, филологи МГУ, что Серебряный век заканчивается не только смертью ее первых представителей, но и негласных последователей, а потому конец этого направления мы относим к смерти Бродского в 1996г., в поэзии которого очень много от его предшественников:
“Когда теряет равновесие
Твое сознание усталое,
Когда ступени этой лестницы
Уходят из-под ног,
Как палуба,
Когда плюет на человечество
Твое ночное одиночество. “
“Одиночество.“, 1959г.
Но мне все-таки кажется, что Серебряный век это не сумма всевозможных течений и ответвлений, а, скорее, образ мышления, каждого ее представителя нежели жесткие хронологические рамки. Поэтическое чутье не обмануло Ахматову ни в 1914г. в преддверии Первой Мировой войны:
“Пахнет гарью. Четыре недели
Торф сухой по болотам горит.
Даже птицы сегодня не пели,
И осина уже не дрожит.”
(стихотворение написано за 2 недели до начала войны в июле 1914г.)
Ни ее пророческая “Поэма без героя“ , которую она дописала в 1940г. за один год начала Великой Отечественной войны:
“Как в прошедшем грядущее зреет,
Так в грядущем прошлое тлеет —
Страшный праздник мертвой листвы.”
Ахматова чрезвычайно чуткая поэтесса. Неудивительно, что именно она, будучи раздавленной и униженной после арестов мужа и сына, сумела написать манифест всех репрессированных – “Реквием”. Но она это воспринимала с достоинством, для неё - это лирическая поза.
Как сказал Дмитрий Быков в одной из своих лекций:“Ахматова никогда не ищет правоты, она в этом отношении поэт Ветхозаветный.”
События, послужившие к написанию “Реквиема”, происходили в 1935 г. Сразу после ареста мужа, Николая Пунина и сына, Льва Гумилева, Анна Андреевна написала письмо Сталину в надежде спасти жизни родных. Обоим вменялось в вину участие в контрреволюционных организациях.
“Глубокоуважаемый Иосиф Виссарионович,
зная Ваше внимательное отношение к культурным силам страны и, в частности, к писателям, я решаюсь обратиться к Вам с этим письмом. 23 октября в Ленинграде арестованы НКВД мой муж Николай Николаевич Пунин (профессор Академии художеств) и мой сын Лев Николаевич Гумилев (студент ЛГУ). Иосиф Виссарионович, я не знаю, в чем их обвиняют, но даю Вам честное слово, что они ни фашисты, ни шпионы, ни участники контрреволюционных обществ.
Я живу в ССР с начала Революции, я никогда не хотела покинуть страну, с которой связана разумом и сердцем. Несмотря на то, что стихи мои не печатаются и отзывы критики доставляют мне много горьких минут, я не падала духом; в очень тяжелых моральных и материальных условиях я продолжала работать и уже напечатала одну работу о Пушкине, вторая печатается. В Ленинграде я живу очень уединенно и часто подолгу болею. Арест двух единственно близких мне людей наносит мне такой удар, который я уже не могу перенести.
Я прошу Вас, Иосиф Виссарионович, вернуть мне мужа и сына, уверенная, что об этом никогда никто не пожалеет.”
Анна Ахматова 1 ноября 1935
К счастью письмо до Сталина дошло, на резолюции осталась его пометка “Т. Ягода. Освободить из-под ареста и Пунина, и Гумилева и сообщить об исполнении.” Через 3 года история повторилась, но уже с трагическим исходом… В 1938 г. во время “Большого террора” был арестован ее единственный сын, Лев Гумилев, на которого написал донос его однокурсник. В тот год Ахматова также писала письма на имя Сталина, но ответа уже не было. Лев Николаевич провел в исполнительно-трудовых лагерях долгих 5 лет.
Само название поэмы неслучайно: реквием – это религиозный термин, означающий проведение заупокойной церковной службы по умершему человеку. Свое произведение Ахматова посвятила всем невинным жертвам режима. “Реквием” до сих пор разбирается на цитаты:
А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем — не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание чёрных марусь,
Забыть, как постылая хлопала дверь
И выла старуха, как раненый зверь.
И пусть с неподвижных и бронзовых век
Как слёзы, струится подтаявший снег,
И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.
И пережив все эти годы, в 1956, когда уже был развенчан культ личности и наступила череда амнистий, она сказала:“сейчас две России посмотрят друг другу в глаза — та, что сажала, и та, что сидела”.