Продолжаем разбираться в частых вопросах с которыми сталкиваются многие при подготовке к походу.
Минус и обувь. Здесь речь пойдет о таком нюансе, как хранение обуви в ночное время. Дело в том, что если летом/осенью/весной ботинки можно спокойно убирать под дно палатки или оставить в тамбуре, то зимой такой номер не проходит. На утро есть все шансы получить 2 ледяных кирпича. Такой случай уже не раз бывал в моей практике. Обычно все заканчивается тем, что приходится разогревать обувь паяльной лампой. Если минус не сильный (-1 / -10), то можно хранить обувь внутри палатки, поставив их на каремат или сидушку, чтоб изолировать от холода земли. Если же минус уже ощутимый (ниже -10), то приходится класть обувь в спальник. Для этих целей я, обычно, использую небольшую легкую герму из таффеты. Перед тем как положить в нее ботинки, их как следует очищают от снега. В общем-то можно использовать и обычные пакеты, просто герма надежнее и почти не шуршит.
Что нужно для обслуживания лыж в походе? О подготовке и обслуживании лыж в походе мы поговорим в отдельной статье, поэтому здесь лишь слегка коснёмся основных пунктов. Их на самом деле не так много:
- Скребок для лыж. В основном нужен для очистки от подлипа.
- Пробка. Служит для растирания мазей. Еще я ее использую в качестве распорки для лыж при хранении и транспортировке.
- Лыжная мазь. Здесь можно использовать специальный парафин (твердый или в спреях) или обычный свечной.
- Небольшой кусок ткани из микрофибры. Это не обязательно, но все же очень удобно для протирки от снега лыж и креплений (не перчатками же это делать).
- Паяльная лампа. Это нужно для деревянных лыж.
Газ/Бензин/Костер. На самом деле подходит все это, только с парой оговорок. При использовании газа зимой нужно иметь правильную газовую смесь. Это значит, то в составе не должно быть бутана (его температура кипения всего около -0,5). Газ для зимы должен состоять из изо-бутана и пропана. Также желательно иметь посуду с радиаторами, чтоб по максимуму использовать теплоотдачу горелки. Однако при температурах ниже -10 газ все одно почти перестает нормально работать. Можно использовать бензиновые горелки, но тогда приходится мирится с тем, что вещи в рюкзаке будут им пахнуть, т.к. запах бензина очень летучий и въедливый. Однако если в походе есть участники на деревянных лыжах, для обслуживания которых почти всегда берется малая паяльная лампа на бензине, то взять горелку под этот тип топлива будет вполне разумным решением. По своему опыту скажу, что лучшим решением для зимы будет печка-щепочница (особенно если у нее есть поддув). Данные печки легкие, не требуют большого количества дров и просты в использовании. На группу в 4 и более человек берется 2 таких печки. Этого вполне хватает на то, чтоб быстро приготовить завтрак/обед/ужин в любой ситуации.
Чем заправлять термос? Чаем или просто кипятком? В своих группах я, обычно, придерживаюсь метода 50/50. Т.е. если идет 4 человека, то 2-е заправляют термос чаем, а двое кипятком. Таким образом мы имеем и горячее питье на привалах, а еще у нас всегда есть запас горячей воды для приготовления сублиматов. Если же я в походе один, то тогда заправляю термос кипятком, но еще при себе имею термокружку на 0,5 литра в которую залит горячий чай.
Нужно ли брать лопату в зимний поход? И что еще из такого может понадобиться? Если толщина снежного покрова больше 15-20 см, то однозначно нужно брать лопату. Естественно речь не идет об огромных снеговых лопатах или снеговых скребках, также в несложные походы не имеет смысла приобретать дорогостоящие специализированные лавинные лопаты. Для этих целей вполне хватит маленькой, легкой и компактной лопатки. Мне очень нравится лопатка Fiskars Solid выполненная целиком из твердого пластика и весом всего 500 грамм. Из аналогов можно посмотреть на автомобильную лопатку FIT у которой вес всего 440 грамм.
Еще может пригодится самая маленькая и простая автомобильная щетка для снега. Ей удобно очищать палатку после ночевки, чистить обувь и лыжи. Даже очистить от снега и наледи поваленную сушину прежде чем начинать ее пилить или рубить.
Что следует учитывать при построении маршрута на ходовой день зимой? Здесь следует учитывать все тоже, что и летом (рельеф, растительность, наличие дорог и т.д.), но еще нужно учитывать тот факт, что зимой дни короче, а значит темнеет быстро. В регионах ближе к средней части этот вопрос может и не стоит так остро, а вот в северных районах – проблема. Световой день иногда может быть всего 2-2,5 часа, а все оставшееся время придется идти в темноте. Здесь очень важно наличии опыта ночных зимних переходов у руководителя группы и, хотя бы, еще пары участников, которые будут тропить лыжню после захода солнца. Если же такого опыта нет, то стоит отказаться от ночных переходов, строя маршрут таким образом, чтоб укладываться в ограниченный световой день и разбивать лагерь уже в сумерках. Понятное дело, что это скажется на скорости продвижения, но это будет необходимой мерой для обеспечения безопасности группы. В своих походах я все же стараюсь уложиться в отведенные световые рамки и редко, когда прибегаю к ночным переходам. Зачастую это требует довольно тщательной проработки маршрута еще на стадии его планирования, однако это полностью компенсируется легкостью его прохождения в дальнейшем.
Вообще зимние походы очень интересное мероприятие, т.к. можно посетить те места, которые в обычное время года просто не проходимы. Увидеть красоты заснеженной природы, понять, что такое настоящая глухая тишина морозной темной зимней ночи. При должном подходе и правильной подготовке данный тип похода будет проще и интереснее, чем любой летний. Поэтому хочется напоследок посоветовать все, кто раздумывает пойти или не пойти в зимний поход – все же решиться и сделать это! Тогда придет осознание, что не так все это и сложно, а полученные позитивные впечатления и эмоции от ночевки в зимнем лесу навсегда останутся в вашей памяти.
Спасибо за внимание.