Найти в Дзене

"Шуаны!" (Chouans !), или Лучший фильм о Французской революции

На первый взгляд "Шуаны!" де Брока не выделяются среди множества фильмов о Великой Французской революции, рисующих нам картины страшного якобинского террора (чаще всего), или прославляющих Первую французскую республику (иногда бывает и такое, вот как в фильме "Народ и его король"). Но, между тем, фильм поднимает важные темы и заставляет о многом задуматься. Режиссер стоит несколько в стороне от своих персонажей, правдиво показывая действия как синих, так и белых. Революционный фанатизм ("Если существование Республики невозможно без казней… Половина населения Франции… Мы всех их предадим мечу. Мы устроим на западе Республики большое национальное кладбище.") стоит фанатизма религиозного ("Нас хранит Господь. Пули пролетят сквозь нас, мы ничего не почувствуем."). В центре внимания де Брока – 4 персонажа. Это граф де Керфадек, его сын Орель, его приемыш Таркен и Селин, подруга детских игр Таркена и Ореля. И, как противопоставлены в истории синие и белые, так противопоставлены в фильме Т

На первый взгляд "Шуаны!" де Брока не выделяются среди множества фильмов о Великой Французской революции, рисующих нам картины страшного якобинского террора (чаще всего), или прославляющих Первую французскую республику (иногда бывает и такое, вот как в фильме "Народ и его король"). Но, между тем, фильм поднимает важные темы и заставляет о многом задуматься.

Режиссер стоит несколько в стороне от своих персонажей, правдиво показывая действия как синих, так и белых. Революционный фанатизм ("Если существование Республики невозможно без казней… Половина населения Франции… Мы всех их предадим мечу. Мы устроим на западе Республики большое национальное кладбище.") стоит фанатизма религиозного ("Нас хранит Господь. Пули пролетят сквозь нас, мы ничего не почувствуем.").

Распятый шуанами солдат Республики.
Распятый шуанами солдат Республики.

В центре внимания де Брока – 4 персонажа. Это граф де Керфадек, его сын Орель, его приемыш Таркен и Селин, подруга детских игр Таркена и Ореля. И, как противопоставлены в истории синие и белые, так противопоставлены в фильме Таркен, суровый комиссар Французской Республики в Вандее, и Орель, легкомысленное дитя своего времени и своего класса.

-3

Несомненно то, что за образом Таркена стоит Сен-Жюст. Параллелей очень много: оба - бывшие адвокаты, хороши собой и склонны к щегольству. Можно заметить сходство в характере, в образе мышления этих людей, периодически в уста Таркена вложены слова Сен-Жюста. Человек разума, решительный и деятельный, Таркен готов умереть за свободу, равенство и братство. Он готов не есть, не спать, работать ночи напролет, если это необходимо. Но ради торжества Республики он без колебаний пошлет или обречет на смерть сотни людей. Он будет загонять своих соотечественников в светлое будущее, даже если они этого не хотят. При этом он не очень верит в возможность своего личного счастья. Много лет любя Селин, он добивается наконец ее взаимности но все время отталкивает ее: "Ты, конечно, не сможешь меня больше любить.", "Ты меня больше не увидишь. Может, ты и составишь счастье другого, но не такого странного человека, как я." Человек для него – ничто, Республика – все. Ради нее можно пожертвовать жизнями и счастьем многих людей, в том числе и его самого, Таркена. Граф де Керфадек, воспитавший Таркена и как никто другой хорошо знающий его, говорит однажды: "Вы готовите нам бойню". Но комиссара это не пугает, смерть не страшит его а, скорее притягивает: "Смерть – моя подруга".

Таркен (Л. Вильсон).
Таркен (Л. Вильсон).

Кажется, что на фоне мрачного Таркена его полная противоположность, живой, легкомысленный, порывистый Орель, должен привлечь все симпатии зрителей. Это истинный дворянин, для которого при старом режиме были открыты все двери. Человек сердца, горячий, пылкий, удачливый, не умеющий смирять свои порывы и желания. "Я только делал прически, пудрился, танцевал, презирал золото, но собрал его целую кучу. Любил женщин." Но разве жизнь дана человеку только для удовольствий и развлечений? Орель – милейший человек, но совершенно бесполезный. Случайно оказавшись в рядах шуанов, он еще пытается жить по законам дворянской чести и предлагает Таркену дуэль, но получает отказ. Дело в том, что понятия о чести у Ореля и Таркена разные. И каждый прав на свой лад. Прав Орель, по-дворянски предупреждающего соперника "Берегись!". Прав Таркен, готовый поступить по-римски и поставить общественное выше личного. Мораль аристократа против морали республиканца.

Орель (С. Фрейсс).
Орель (С. Фрейсс).

Мудрый граф де Керфадек пытается остаться в стороне от того безумия, что творится в Вандее: "Идите сражайтесь за бога, за народ, или за короля, или за свободу, или за диких уток!" Но по Франции гуляет смерч, который настигает каждого. Гибель служанки Вивиан случайная и героическая, ломает хрупкий домашний мирок графа, а объявление о заложниках заставляет его действовать. Нет, он не берет в руки пистолет или шпагу и не идет сражаться. Как настоящий ученый и гуманист он готов умереть, чтобы выжили другие. Граф с сыном надевают эмблемы «сердца христова» и идут сдаваться, чтобы смертей больше не было.

Граф де Керфадек (Ф. Нуаре).
Граф де Керфадек (Ф. Нуаре).

Женские образы, на мой взгляд, менее интересны. Хотя, Софи Марсо в образе Селин вполне аутентична. Ну и вообще, на эту актрису всегда посмотреть приятно. Сирота, выросшая в замке, виконтесса по браку, ярая республиканка, Селин уверена в справедливости казни короля ("Его же приговорили!"), с восторгом принимала декреты Республики, поет Марсельезу, учит детей новым словам…. А потом наступает прозрение. Гильотина, появившаяся в городе, и разговор с Таркеном убеждают ее в том, что синие готовы построить Республику на крови. Нет, этот путь не для нее.

Селин (С. Марсо).
Селин (С. Марсо).

Мне еще очень понравилась маркиза Олимпия де Сен-Жильдас. Бесстрашная охотница, она храбро сражается с республиканцами, сама выбирает любовников, но… остается пленницей предрассудков XVIII века. Командиром может быть только мужчина. И лишь гильотина в конце концов уравняет всех, и мужчин, и женщин.

Олимпия (Ш. де Тюркейм)
Олимпия (Ш. де Тюркейм)

Еще один образ, проходящий через весь фильм де Брока, – это море, не подвластное никому. Фильм начинается с бурного штормового моря, и кончается безбрежной водной гладью. Оно было, есть и будет, какие бы бури и революции не бушевали в нашем мире.

-9

Импонирует внимание режиссера к деталям. Вот мы видим, как виконт пишет письмо, как Вивиан передает письмо ребенку, как мальчик бежит, спотыкается, потом теряет записку, возвращается за ней, приносит письмо Селин… Все очень жизненно, а ведь это даже не проходной эпизод, а просто минутная сценка. Или процесс открывания дверей в это опасное время: служанка кладет половник, берет пистолет, взводит курок и только потом идет открывать.

Минусы:

История с заложниками. Такие явления все же, скорее, присущи XX веку.

Чудесное спасение героев в конце на летательном аппарате графа де Керфадека. Нет, я, безусловно, очень рада, что они избежали страшной судьбы. Но все 2 часа фильм был предельно реалистичным и вдруг - на тебе.

-10

Несмотря на то, то де Брока снял фильм больше 30 лет назад и он явно заказной (к 200-летию Великой французской революции), "Шуаны!" и сейчас смотрятся отлично, и заставляют о многом подумать. Кстати, есть и мини-сериал, он примерно на час длиннее фильма.

Фотографии с сайтов https://www.imdb.com и www.gettyimages.com/